MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
среда,  13 декабря

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


15.09.11

Правительство упустило контроль над СМИ

Иностранные инвесторы занижают тиражи российских изданий — уверены чиновники

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила российскую прессу в умышленном занижении тиражей. По мнению чиновников, тиражи занижаются, чтобы избежать правительственного контроля за иностранными инвестициями в СМИ. Чтобы вывести иностранных инвесторов на чистую воду, ФАС требует ужесточить контроль за фактическими тиражами изданий. Независимые эксперты назвали вывод о занижении тиражей абсурдным и оценили предложения ФАС как возврат к идеологии брежневских времен.

В преддверии выборов власти озаботились положением средств массовой информации. В ежегодном докладе о состоянии конкуренции в РФ ФАС сообщила, что в законе об иностранных инвестициях она обнаружила пробелы правового регулирования, которые позволяют участникам рынка СМИ уклоняться от необходимости согласования своих сделок с иностранными инвесторами. Согласно закону, если СМИ является «стратегическим хозяйствующим субъектом», оно должно согласовывать со специальной правительственной комиссией свои сделки с иностранными инвесторами. Ключевым показателем, по которому СМИ можно отнести к стратегическому субъекту, является тираж — не менее одного миллиона экземпляров.

Сегодня в России «учет и контроль достоверности тиражей, указанных издателем, отсутствует», сообщает ФАС. «Данный факт может являться основанием для сознательного занижения тиражей в периодических печатных изданиях в целях ухода от необходимости согласования сделок с иностранными инвесторами в соответствии с законом об иностранных инвестициях», — говорится в докладе. Логика ФАС такова, что занижение тиражей может играть на руку крупным иностранным холдингам, которые занимаются выпуском в России мелких периодических печатных изданий. Тираж каждого отдельного номера таких изданий может составлять менее 1 млн. экземпляров, однако совокупный тираж значительно превысит планку в 1 млн. экземпляров. Например, к числу лидеров российского рынка периодики относится издательский дом «Бурда». Портфолио издательского дома составляют 40 ежемесячных журналов и 6 еженедельников, а также 8 журналов, выходящих раз в 2 недели, и 1 журнал, выходящий раз в 2 месяца. Несмотря на то что отдельные журналы издательского дома («Отдохни!», «Лиза» и др.) выходят тиражом менее миллиона экземпляров, деятельность издателей вполне может попасть под подозрения ФАС в монопольном захвате рынка журнальной периодики.

Аналогичные проблемы существуют и в сфере теле-, радиовещания, считают в ФАС. Чтобы ужесточить контроль за тиражами и иностранными инвесторами, решено создать рабочую группу по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере кабельного телевидения, печатных СМИ и связи с участием представителей ФАС, Минкомсвязи и Роскомнадзора.

Эксперты и представители рынка назвали выводы ФАС о том, что СМИ занижают тиражи с целью избежать правительственного контроля сделок, абсурдными. «Это демонстрация глубокой некомпетентности по нашей отрасли. Это еще раз доказывает, что на ключевых участках управления в стране находятся люди, далекие от реальной жизни», — говорит председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

Эксперты не отрицают, что редакции действительно порой грешат махинациями с тиражами, но скорее в сторону завышения, а не занижения. Ведь привлечь рекламодателя можно только массовостью распространения. «ФАС в данном случае решила действовать, видимо, в интересах государства, а не общества. Потому что главный скандал с тиражами состоит в том, что с помощью тиражей надувают и читателей, и рекламодателей. Это действительно проблема», — комментирует завкафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский. Разговоры же о том, что государство не может контролировать, насколько именно газеты якобы занижают тиражи, Засурский назвал «возвратом к идеологии брежневских времен». «Российская власть создает бюрократические рычаги, с помощью которых при необходимости она могла бы ликвидировать любое неугодное СМИ или сделала бы его владельцев сговорчивее, независимо от того, кто они — иностранцы или наши соотечественники», — считает главный редактор журналов «МедиаПрофи» и «Телескоп» Евгений Кузин. Также Кузин добавил, что тираж — еще не показатель влияния СМИ. Иногда газеты с небольшим тиражом оказывают куда большее влияние на мнение элит, чем массовые издания и телеканалы.

Экс-министр печати и информации Михаил Федотов в беседе с «НГ» заметил, что в нашей стране неоправданно преувеличиваются опасности иностранных инвестиций в российские СМИ. «Если СМИ не нарушают закон, не публикуют экстремистские материалы и не разжигают межнациональную рознь, то совершенно не важно, на чьи деньги они издаются. Если же СМИ нарушают закон, то присутствие иностранных инвесторов также не важно, поскольку издание может быть закрыто вне зависимости от состава акционеров», — говорит Федотов. «В начале 90-х, когда еще не действовал закон о контроле иностранных инвестиций, российские депутаты были напуганы сотрудничеством французских издателей Le Figaro с «Комсомольской правдой». Но французские инвестиции никак не повлияли на содержание «Комсомолки», — рассказывает экс-министр.

Под действие норм закона о контроле иностранных инвестиций попадают честные инвесторы, которые хотят соблюсти все формальности в России. А менее честные инвесторы всегда могут легко обойти эти ограничения, замечает Федотов. Попытка оценить значимость СМИ в миллионах печатных экземпляров Федотов считает смешной и безнадежно устаревшей. В то же время проблема искажения данных о тиражах — в сторону завышения, а не занижения, по словам Федотова, существует и весьма актуальна, поскольку она искажает рынок СМИ. «Система сертификации тиражей в России до сих пор не налажена, хотя необходимый законопроект был подготовлен еще 11 лет назад, — напоминает экс-министр. — Будет замечательно, если ФАС и Минкомсвязи создадут такую систему».

Добавим, что своя логика в действиях и опасениях ФАС все же есть. Недаром в среде теоретиков журналистики нередки исследования о влиянии иностранных или иных «спонсоров» на содержание газет, их идеологию и рыночную стратегию. Однако вызывает удивление тот факт, что о подобных проблемах ФАС задумалась только сейчас — в преддверии выборов.

Ограничения иностранных инвесторов в сфере национальных СМИ встречаются не только в России. «В Казахстане и Китае разрешается участие иностранного капитала в медиабизнесе не более чем 20–50%», — приводит пример Оськин.


Анастасия Башкатова, Михаил Сергеев

Источник: «Независимая газета»

Новости за 15.09.11

Всего публикаций - 19




Правительство упустило контроль над СМИ
Иностранные инвесторы занижают тиражи российских изданий — уверены чиновники



Nike: Меньше слов, больше бега и нестандартной наружной рекламы
На территории «Лужников» пройдет ставший уже традиционным забег Nike Run Moscow



«Ростелеком» официально представил свой новый бренд
Рекламную кампанию с новым логотипом «Ростелеком» начал в августе



«Сырная» кампания
Агентство Global Point реализует комплексную рекламную кампанию для ООО «Нью Фудс» — производителя сырных снэков ТМ «Сырцееды»

Mobius Awards 2011
Международный фестиваль рекламы Mobius Awards 2011 проводит прием работ



В Москве уберут рекламу с крыш
Столичные власти собираются очистить город от всех рекламных панельных конструкций на крышах домов



«Алькасар» будет продавать молдавский трафик Yahoo!
Группа «Алькасар», входящая в тройку крупнейших игроков на телевизионном рекламном рынке России, расширяет присутствие в Молдавии



Газета Metro в Москве увеличила охват молодых и обеспеченных читателей
По данным последних замеров TNS Россия, Metro-Москва стало одним из лидеров по темпам роста аудиторий среди ежедневных газет



Gameland перезапустил журнал «Форсаж»
Издание получило новую концепцию, дизайн и главного редактора



Журнал «Даша» выступит партнером Всероссийской ярмарки меда
В мероприятии принимают участие лучшие пчеловоды регионов России



Рекламная кампания 38-го номера журнала «Лиза»
Читательницы смогут приобрести два журнала по цене одного



Для ученых создадут аналог «Одноклассников» и Facebook
Минобрнауки объявило конкурс на создание публичного ресурса открытых данных в области науки и техники



Иван Охлобыстин станет ведущим «Первого канала»
Актер и креативный директор компании «Евросеть» расскажет о трудовых буднях знаменитостей



Логотип «Коммерсантъ-ТВ» будет отличаться от привычного твердого знака издательского дома
Изящный вензель заменят на белую прописную букву на черном фоне



Версия QIP Mobile для Android вошла в число самых скачиваемых российских приложений
ОАО «РБК» объявляет о запуске beta-версии мобильного приложения крупнейшего российского интернет-мессенджера QIP



Пресс-брифинг Mail.Ru Group
27 сентября



Брифинг по итогам конкурса «Event-агентство, сертифицированное АКМР 2011»
Стали известны победители



«Авто Плюс» на выставке «Олдтаймер-Галерея»
В «Крокус Экспо» пройдет крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей



«Акадо Телеком» внедрил протокол IPv6
ОАО «КОМКОР» объявляет об успешном завершении работ по внедрению протокола IPv6 на своей сети


Loading...
E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


Rambler's Top100
© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.