MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
пятница,  21 сентября

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


05.07.18

«Инновации в России – неисчерпаемый источник роста»

Международная консалтинговая компания McKinsey & Company подготовила отчет об исследовании «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста». Исследование позволило выявить наиболее актуальные тенденции и точки роста российской экономики в разрезе инновационного развития и найти ответы на ключевые вопросы, стоящие перед государством и бизнесом в эпоху активного технологического развития.

Глобальные тренды стремительно меняют привычную картину мира. В десятки раз сократился период от появления изобретения до начала массового производства. Прорывные технологии, глобальная цифровизация и ускорение цикла вывода нового продукт на рынок приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей и влияют на работу компаний любой специализации и любого масштаба.

«Инновации сегодня становятся ключевой компетенцией и оказывают значительное влияние на бизнес, государство и общество, – говорит управляющий партнер McKinsey & Company по России и СНГ Виталий Клинцов. – В масштабах отдельной страны инновации как инструмент повышения производительности – это единственный способ достичь значимого роста ВВП и повышения качества жизни. А у участников бизнеса, которые принимают условия игры, возрастают шансы быстро завоевать долю рынка, на которую еще несколько лет назад они просто не могли рассчитывать».

McKinsey приводит в качестве подтверждения этого тезиса тот факт, что доля инновационных компаний во многих отраслях уже достигает 10–20%. Эксперты McKinsey прогнозируют, что в ближайшие годы она будет стремительно расти. В совокупной прибыли участников списка Fortune 500 в 1997 году на долю технологических компаний приходилось менее 9%, а в 2017 году – уже 17%. Поэтому шансы на динамичное развитие и конкурентные преимущества в ближайшей перспективе есть у тех, кто сделает ставку на инновации. Новейший подход необходим бизнесу не только для ускорения темпов развития и укрепления лидерства, но и для своевременной защиты от угроз отрасли в целом в случае внедрения радикальных инноваций, способных поменять весь отраслевой ландшафт.

«Инновации – один из важнейших факторов развития, они напрямую влияют на состояние бизнеса, государственных институтов и общества. Успешное внедрение новейших технологий и изобретений напрямую влияет на конкурентоспособность и рост бизнеса», – отмечает партнер McKinsey & Company Яков Сергиенко. Так, по данным исследования McKinsey Granularity of Growth, совокупный доход акционеров (Total Shareholder Return, или TSR) у частных компаний – лидеров инновационной активности на 14,8% выше среднего по отрасли (23,5% против 8,7%).

Ставка на инновации – это верный, а для современной России чуть ли не единственный способ возвращения на путь опережающего развития. Инновации актуальны для всех сфер экономики, но у каждой отрасли своя специфика. В исследовании «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста» разбирается состояние нескольких отраслей российской экономики и анализируются точки роста. Для оценки характера инновационного развития отраслей в России McKinsey вводит модель архетипов отраслей, определяемых по источнику превалирующих в каждой отрасли инноваций: научных, инженерных, потребительских инноваций или инноваций эффективности, – таким образом, архетипов отраслей четыре. Сами инновации классифицируются по трем направлениям их применения: инновации в сфере продуктов, инновации в сфере процессов и инновации в сфере бизнес-моделей. В исследовании рассматриваются примеры отраслей, принадлежащих к каждому из четырех архетипов: для потребительского архетипа были выбраны банки, для инженерного – машиностроение, для научного – фармацевтика, для архетипа эффективности – металлургия. Алгоритм исследования одинаков для всех: исследуются тренды, изучаются возможные точки роста, ожидания со стороны участников рынка. На основе этого синтезируется рецепт успешного развития инноваций для каждого архетипа.

Банковский сектор во всем мире динамично меняется, создаются принципиально новые продукты. У российской банковской системы есть шансы стать одной из самых передовых в мире. Драйверы продуктовых инноваций в этом секторе – большие данные, машинное обучение, углубленная аналитика, искусственный интеллект, робоэдвайзинг и ряд других. Процессные инновации дают возможность серьезно сократить затраты и ускорить банковские операции. Например, сквозная цифровизация ключевых процессов в традиционном банке позволяет снизить их стоимость на 40–60%. Основные направления трансформации бизнес-модели в банковском секторе – создание собственной экосистемы, развитие партнерских отношений с другими компаниями, предоставление банковских услуг под чужим брендом и создание принципиально новых направлений бизнеса на основе новых технологий, например, технологии блокчейн.

В другой емкой отрасли – машиностроении – на глобальном уровне эксперты McKinsey прогнозируют в ближайшие пять лет больше изменений, чем произошло за последние двадцать. Для того чтобы сохранить рыночные позиции, участникам придется преобразовать свои бизнес-модели. «Именно прорывные инновации определяют вектор развития и темпы роста отрасли, – говорит младший партнер McKinsey & Company Юрий Трощенко. – Например, общая база создания стоимости в автомобильной отрасли вырастет, по прогнозам, с 3,5 трлн долларов США в 2017 году до 6,6 трлн в 2030 году». А доля традиционных технологий и бизнес-моделей, которая сегодня составляет 98% рынка, по его словам, к 2030 году сократится до 50%. Пока же, несмотря на то, что в стране есть технологии мирового уровня, лишь немногие российские игроки конкурентоспособны на международной арене.

Российская фармацевтика значительно эволюционировала за последние годы, но пока еще заметно отстает от уровня развитых стран, как, впрочем, и вся российская система здравоохранения. Государственные расходы на эту сферу в России пока составляют 3,6% ВВП, в то время как в западных странах превышают 6%. Таким образом, у российских фармацевтических компаний есть большой простор для внедрения инноваций. По мнению экспертов McKinsey, российские игроки могут выйти в лидеры по таким актуальным направлениям, как лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также болезней центральной нервной системы.

В черной металлургии во всем мире в последние годы идет снижение прибыльности производителей стали: среднемировая маржа EBITDA с начала 2000-х годов снизилась почти вдвое – с 18–20% до около 10%. Российские предприятия на этом рынке – одни из самых прибыльных, их маржа EBITDA составляет около 25%. На мировом рынке стали все более актуальным становится вопрос дифференциации выпускаемой продукции. Компаниям необходимо постоянно вводить новые продукты и улучшать существующие, что заметно повышает требования к НИОКР. При этом в России затраты на НИОКР составляют около 0,1% от выручки, в то время как у зарубежных компаний, таких как Nippon Steel или Voestalpine, они на порядок выше – 1,2–2,0%.

Авторы исследования подчеркивают, что для масштабных инноваций необходим принципиально новый уровень взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки и технологических предпринимателей. Хотя зачастую инновации ассоциируются со стартапами, на деле источники большей части глобальных инноваций – это крупные компании и исследовательские центры, проводящие фундаментальные исследования.

Без участия государства успешно развивать инновации вряд ли получится: даже у крупного бизнеса нет необходимых для этого ресурсов и круга компетенций. В современном мире роль государства не ограничивается только спонсированием фундаментальной науки и новых разработок – оно может задавать вектор развития, расставлять приоритеты, выявлять перспективные направления в отраслях. Но для этого государству следует изменить подход и к вопросу создания благоприятной для развития инноваций среды. Например, снижение уровня бюрократизма при выдаче грантов может существенно упростить процесс привлечения финансирования на развитие инноваций.

«В России государство уже сыграло существенную роль в формировании системы финансирования инноваций, – говорит партнер McKinsey & Company Елена Кузнецова. – На следующем этапе развития инноваций будут важны последовательное и эффективное взаимодействие бизнеса, органов власти и научного сообщества, а также грамотно расставленные приоритеты».

Новости за 05.07.18

Всего публикаций - 15




Okko стал партнером акции «Спасибомания 2»
для участников популярной программы лояльности «Спасибо от Сбербанка»



Зрители телеканала «МИР» следят за нелегкой судьбой героинь двух драматичных сериалов
Канал снова вышел вперед в рейтинге телеканалов Казахстана



В онлайн-игру «О’КЕЙ-МАТЧ»
сыграли более полумиллиона россиян



Фотокорреспондент «Вечерней Москвы»
стал призером конкурса «Молодые фотографы России-2018»



Неповторимые образы
на Церемонии награждения Премии «Медиа-менеджер России-2018»



Названы самые перспективные молодые медиаменеджеры 2017 года
Компания Odgers Berndtson совместно с Mediascope, при информационной поддержке РБК представляет седьмой ежегодный рейтинг молодых медиаменеджеров



Рекордный июнь
Пятый продолжает наращивать лидирующие позиции в топе Российских телекомпаний



Телеканал НТВ приступил к съёмкам сериала «Чернобыль»
В Беларуси стартовали съёмки нового масштабного проекта



«Новое Радио» объявляет всеобщий флешмоб «Укокошник»
в поддержку сборной России по футболу в матче с командой Хорватии



«Авторадио» вручило ключи от Suzuki
победительнице игры «Много автомобилей»



«Матч ТВ» стал лидером по доле смотрения среди всех каналов
по суточной доле телесмотрения в целевой аудитории Все 4+ (14,3%)



«Китайцы» наступают:
Xiaomi впервые попал в тройку лидеров по продажам смартфонов на Avito



«Петелинка» победила в конкурсе
«Loyalty Awards Russia 2018»

Кабельные компании «наносят ответный удар»
по стриминговым сервисам

«Инновации в России – неисчерпаемый источник роста»


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


Rambler's Top100
© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.