MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
воскресенье,  07 июня

Курсы валют ЦБ

Архив новостей


Крылов Андрей, консультант, старший партнер "Living Eyes Consulting"
Зуенкова Ольга, Media planner РА Saatchi&Saatchi

Для связи:
e-mail: plast@narod.ru
Телефон: (095) 940.6318

Реклама в России. Состояние и перспективы.

Уважаемые читатели, уже в третий раз мы обращаемся к теме развития рекламного рынка в прошедшем году. В тритий раз занимаясь аналитикой и написанием статьи мы видим как быстро меняет рынок свое лицо, как в нем возникает новое движение. Это движение напоминает течение реки, которое все более и более становится структурированным и определенным принимая полноводное русло. Замедление течения в данном случае не отбирает у него силу, а наоборот, говорит о мощи. Авторы благодарны всем коллегам за помощь и неравнодушие и желают читателю интересного чтения. Крылов и Зуенкова

РЕКЛАМА В МИРЕ

После стабилизации 2002 года, наступившей после нескольких лет спада, мировой рынок рекламы в 2003 году начал расти. По прогнозам ZenithOptimedia, одного из ведущих медийных агентств, в этом году рекламные расходы на мировом рынке вырастут на 3% и составят $324,5 млрд.. Более того, в ZenithOptimedia уверены, что рост продолжится в течение ближайших трех лет - и к 2005 г. рекламные расходы составят уже $355,3 млрд. Естественно основные рекламные инвестиции приходятся на США, где в 2003 году расходы на рекламу в основных средствах массовой информации увеличатся по сравнению с 2002 г. на 2,7% и составят $148,3 млрд. Правда, на ведущих европейских рынках не все так хорошо как в США. Снизился прогноз на 2003 год для британского рынка рекламы (с 1,1% до 0,4% роста). Для Франции прогноз понизился с 1,3% до 1,2% , для Италии - с 0,6% до 0,5%. Прогноз для Германии не изменился: ZenithOptimedia по-прежнему прогнозирует там не рост, а сокращение рекламного рынка на 0,9% . На фоне этого, Россия со своим небольшим сильнорастущим рынком выглядит привлекательной для мировых рекламных сетей, которые почти все на данный момент представлены в Москве. Из глобальных тенденций хотелось бы отметить еще один момент. Еще недавно такое популярное и модное понятие как "интегрированный маркетинг", которое настойчиво продвигали крупные и за которое прятались менее крупные рекламные агентства, оказалось не нужно клиенту. Именно это показал опрос 273 крупнейших компаний США, проведенный Ballester Consulting (Нью-Йорк). "81 процент рекламодателей с пониманием относится к тому, что агентство предлагает интегрированные коммуникации, но предпочли бы работать со специалистами в каждой конкретной области". 40% руководителей не хотят, чтобы рекламное агентство было нацелено на награды за креативность . Вышесказанное относится, прежде всего, к крупнейшему бизнесу и "образованному" клиенту. Но процесс начинается сверху. Это не значит, что интеграция не желательна для клиента, просто она возможна только на уровне объединения нескольких сугубо специальных агентств с "узкими" специалистами в рамках крупных холдингов. Этой интеграции, при всем желании, качественно не возможно добиться в рамках одной, пусть и очень крупной бизнес единицы. Постепенно и в России начинает прослеживается процесс специализации агентств, которой достаточно четко виден в развитее крупных рекламных холдингов, которые помимо своей основной деятельности все активнее занимаются непрямой рекламой.

Не даром РАРА (Российская Ассоциация Рекламных Агентств) 21 ноября 2003 переименовалась в АКАР (Ассоциацию Коммуникационных Агентств России). Рекламный рынок, как ведущий рынок обеспечивающий продвижение, интегрирует под себя и другие каналы этого процесса, расширяясь и, одновременно, специализируясь. Теперь под ту же бывшую РАРА подойдут и PR-, и исследовательские агентства и агентства занимающиеся product placement, что в итоге придаст бывшей РАРА (бренд обещали сохранить) большее влияние.

РЕКЛАМА В РОССИИ

За прошедшие десять лет рекламный рынок России вырос более чем в 50 раз - с $50 млн. до $2,7 млрд. В 2003 году рекламный рынок России замедлил скорость своего бурного роста с 45-55% годовых в 2000 - 2002 годах до 37% в 2003 году. Так за первое полугодие 2003 года рынок вырос на 30%. По оценке РАРА, объем медийного рынка 2003 увеличится на 37% против 54% в 2002 году (около $1,99 млрд) и составит $2,72 млрд .

Доля рекламного рынка в ВВП России составляет примерно 0,7-0,8%, тогда как ее мировая норма 1% от ВВП (в Европе от 0,8 до 1,2% ВВП). Ожидается, что в 2004 году, когда уровень рекламного рынка с производством перешагнет 4 млрд., процент доли рекламы в ВВП, скорее всего, привесит европейский уровень. Даже после снижения темпов роста рекламный рынок является авангардным рынком по скорости роста обгоняя в 5 раз скорость роста ВВП страны .

В 2003 рынок рос в основном экстенсивно. С повышением цен, в особенности на центральное ТВ, многие средние по величине рекламодатели перешли на региональные телеканалы или перераспределили свои бюджеты в пользу других медиаканалов. Крупные рекламодатели, чтобы быть заметными на ТВ увеличили на нем свои бюджеты.

Доля ТВ продолжит постоянное увеличение и в 2004 году займет половину рекламного медийного рынка России. Это происходит на фоне снижения доли прессы (особенно газет) и наружной рекламы, хотя эти медиа, как впрочем, и радио растут в абсолютных показателях, но медленнее, чем весь рынок в целом. По мере дальнейшего увеличения объема рекламного рынка темпы его роста будут замедляться, так к 2005 году РАРА прогнозирует замедления роста рынка до 10% в год (таблица 1А и Б).

Таблица 1 А и Б. Рекламный рынок России. Объем российского медиарекламного рынка в млн. долл. (А) и распределение долей по медиа (Б) в 2002-2005 годах по данным и прогнозу РАРА (2003-2005 прогноз)

Сегменты рынка /Год2002200320042005
 Телевидение9001 300 1 7802 020
 Радио90110130150
 Пресса600790880930
 В т.ч. газеты380450470480
 В т.ч. журналы220340410450
 Наружная реклама400520620650
 ВСЕГО1 9902 7203 4103 750
 Рост рынка к предыдущему году51 %37 %25 %10 %
 Сегменты рынка /Год2002200320042005
 Телевидение45,247,852,2 53,9
 Радио4,54,03,84,0
 Пресса30,229,025,824,8
 В т.ч. газеты19,116,513,812,8
 В т.ч. журналы11,112,512,012,0
 Наружная реклама20,119,118,217,3
 ВСЕГО100,0100,0100,0100,0

Эти, на первый взгляд, крупные цифры оборота национального рекламного рынка при пересчете на все население России (145 млн. человек ) - превращаются в приблизительно 20 долларов на человека (или 25-26 долларов на каждого жителя российских городов), включая даже младенцев. В США, как на самом высокоразвитом рекламном рынке, в 2002 году рекламные затраты на душу населения составили около $1000.

В.П.Коломиец отмечает три фактора определяющих рост рынка: политическую стабилизацию общества, приводящую к росту инвестиций, в т.ч. в виде рекламы (первое); рост покупательной способности населения (второе) и накал конкурентной борьбы на потребительских рынках (третье) . На наш взгляд, в 2004 году в большей степени будет действовать третий фактор и, отчасти, во второй половине года начнет возвращаться политическая стабильность при постепенном снижении темпов роста покупательной способности.


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.