02.03.04
"Логос" не выдержал "дикого" рынка
Ряд последних событий в группе компаний "Логос" свидетельствует о кризисе не только у самого распространителя печатной продукции |
 |
|
Последние события в группе компаний "Логос" (крупнейший
игрок на рынке распространения печатной продукции), а именно
ее намерение продать часть активов и пересмотреть условия
сотрудничества со своими партнерами, по мнению участников
рынка, являются признаком надвигающегося глубокого кризиса
в этой отрасли, вызванного отсутствием оговоренных правил
игры. Впрочем, сам "Логос", несмотря на финансовые проблемы,
намерен укрепить в ближайшее время свои позиции.
Участники рынка, являющиеся одновременно и клиентами группы
"Логос", не считают это лучшим выходом из кризиса, полагая,
что более адекватным было бы заключение картельного соглашения
между издателями и распространителями периодической печати.
Напомним, что на днях из группы компаний "Логос" пришли два
сообщения, свидетельствующие о некоторых проблемах. Во-первых,
в прошлый четверг стало известно о намерении "Логоса" выставить
на продажу акции трех входящих в группу предприятий - "Ода
пресс", "Ода экспорт" и "Медиа агент", которые станут преемниками
"Агентства печати "Ода", в настоящее время занимающегося оптовой
поставкой прессы в российские регионы. Во-вторых, в пятницу
появилось сообщение, что еще одна компания группы - "Центр
дистрибуции прессы" (ЦДП), занимающийся распространением прессы
в Москве, - намерена изменить условия работы с издателями
периодической печати. Впрочем, как сообщили RBC daily в "Логосе",
изменения коснутся не всех изданий. "ЦДП продает около 500
различных журналов в супермаркетах, - сказал RBC daily вице-
президент Ассоциации распространителей периодической печати
(организации, аффилированной с ГК "Логос") Александр Оськин. - Из
них около 30 являются нерентабельными. С издателями этих тридцати
журналов ЦДП и намерен пересмотреть отношения". Эту информацию
RBC daily подтвердил и пресс-секретарь ГК "Логос" Алексей Ракчеев.
"Ряд изданий приносит ЦДП лишь убытки, - сказал он. - Условия
работы с ними будут пересмотрены, с каждым индивидуально".
В ГК "Логос" утверждают, что эти два события друг с другом никак
не связаны и не свидетельствуют о финансовых проблемах в группе
компаний. "Проблемы существуют только у одного предприятия
"Логоса", а именно у "Оды", - говорит Александр Оськин. - Эти
проблемы связаны с целым рядом причин, в том числе и с системным
кризисом в отрасли, и с задолженностью региональных
распространителей. Руководство "Оды" понимает эти проблемы, там
назначен новый управляющий - Алексей Мошков (на последнем месте
работы занимался антикризисным управлением. - RBC daily), у
которого существует план по выходу из кризиса". Похоже, план
сводится к намерению просто продать "Оду", тем более что
региональный рынок в смысле оптовых поставок, по мнению участников
рынка, в настоящее время оказался полностью монополизирован
компанией Video International, которая недавно приобрела
"Роспечать" и таким образом выдавила структуру "Логоса" из
регионов.
Тем не менее, как сообщил RBC daily один из руководителей
издательских домов, продающих свои издания через "Логос", проблемы
у группы компаний якобы появились летом прошлого года, когда ЦДП
лишился возможности распространять прессу в сети "Седьмой
Континент". Напомним, что тогда "Седьмой Континент" отказался от
услуг "Логоса", заключив договор с компанией "Пресс-экспо",
созданной на паритетных началах ИД "Бурда" и Independent Media.
"Сразу же после разрыва отношений с "Седьмым Континентом"
финансовое положение "Логоса" пошатнулось, - утверждает один
из участников рынка. - С нами ЦДП рассчитывается обычно два
раза в месяц: первый платеж осуществляется 5?го числа,
второй - 20-го. В октябре прошлого года - а разрыв с "Седьмым
Континентом" произошел летом - "Логос" начал задерживать второй
платеж. На сегодняшний день их задолженность перед нами составляет
три недели. Я знаю, что есть издатели, перед которыми задолженность
больше". Как сообщает сам "Логос", долги перед издателями он намерен
погасить за счет продажи "Оды".
Впрочем, по мнению собеседника RBC daily, долги перед издателями
у "Логоса" образовались не только из-за проблем с "Седьмым
Континентом". Свою лепту в образование задолженности внесли и
издатели, работающие с "Логосом" только по предоплате. "Таких
издательских домов несколько, - говорит участник рынка. - Это
"Семь дней", "Бурда", "Комсомольская правда" и Independent Media.
Имеющиеся у "Логоса" оборотные средства в первую очередь
расходуются на приобретение предоплатных изданий. Но у некоторых
из них очень сильно колеблется тираж. Эти колебания могут
составлять до 10% оборота "Логоса". Найти дополнительные средства
на покупку большего тиража распространитель может только за счет
тех издательских домов, с которыми он работает без предоплаты".
Эти проблемы, наложившись на потери, понесенные "Логосом" от
утраты "Седьмого Континента", и усугубляясь неплатежами из
регионов и монополизацией регионального рынка "Роспечатью", по
всей видимости, и создали кризисную ситуацию. В самом "Логосе"
эту информацию опровергают.
Впрочем, участники рынка говорят о том, что проблема на самом
деле касается не только группы компаний "Логос", но является
признаком глубокого надвигающегося кризиса на рынке распространения
прессы. "Структура "Логоса" и методы его работы переросли рынок, -
говорит участник рынка. - Последний пребывает в диком состоянии.
Во-первых, рынку очень сильно мешает "черная розница". Например,
вся пресса, которую можно приобрести в районе Пушкинской площади,
распространяется одной конторой, в которой даже нет кассового
аппарата. Распространители не могут договориться о взаимодействии
с московскими властями в деле борьбы с "черной розницей". Более
того, они даже не могут договориться между собой о каких-то внятных
правилах игры, что в условиях недостаточной развитости розничной
сети - в Москве всего 3,5 тыс. киосков (включая старушек с лотками)
при потребности в 7-8 тыс. - и чрезмерного количества изданий
приводит к различным кризисным явлениям. Ситуация осложняется еще
и тем, что этот рынок не может быть монополизирован, к чему так
стремится "Логос"". Впрочем, по мнению участников рынка,
монополизация рынка не является наилучшим выходом из этой ситуации.
"Для того чтобы преодолеть кризис, необходимо следовать по западному
пути, - сказал RBC daily генеральный директор издательского дома
"Инпринт-медиа" Василий Гатов. - Например, в Германии, где очень
сильно антимонопольное законодательство, существует картель - когда
издатели и распространители договариваются о единых правилах игры".
Отдел компаний
Елена Тофанюк, 01.03.2004
http://www.rbcdaily.ru/
|