MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
четверг,  24 сентября

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


10.02.05

Цифровое ТВ перевернет привычный образ жизни

В телевидении ожидается техническая революция

Сергей ЛЕСКОВ

В среду с космодрома Байконур российская ракета произвела запуск американского спутника связи. В этом событии на первый взгляд нет ничего экстраординарного - подобным стартам уже несть числа. Но этот старт необычный. Американский спутник AMS-12 (Worldsat-2) - первый космический аппарат, на котором реализованы идеи цифрового телевидения. AMS-12 станет частью орбитальной группировки, которая позволит обеспечить качественно новым телевизионным сигналом Северную и Южную Америку, Европу, Африку, страны Карибского бассейна. России предстоит позаботиться о себе самостоятельно.

Если провести опрос на тему "Какое из достижений научно-технической революции заметнее всего изменило жизнь человека?", то с большим отрывом победит телевидение. Мы проводим у телевизора несколько часов каждый день, телевизор - наш главный собеседник, источник информации и учитель, из него на нас изливаются светлые эмоции, на нем мы срываем раздражение. Наука о ТВ не забывает, как бы мало о том ни думал усевшийся у телевизора и поглощенный его просмотром телезритель. После того как в нашу жизнь вошли цветное телевидение, спутниковое вещание, аналоговый стандарт высокой четкости, грядет новая революция, которая способна изменить уже не качество сигнала, а образ жизни телезрителя. Речь о цифровом телевидении. В экспериментальном режиме цифровое ТВ запущено в США, Великобритании, Италии, Испании, Японии, Австралии. И в России.

Теория цифрового сжатия информации разработана в 1930-1950-х годах выдающимися математиками Норбертом Винером, Клодом Шенноном, Андреем Колмогоровым, Владимиром Котельниковым. В 1965 году создатель первых отечественных ЭВМ, которые не уступали еще западным машинам, Сергей Лебедев писал: "К сожалению, практика применения теории информации в телевидении пока еще стерильна". Сегодня цифровое телевидение уже вышло из колыбели, потеряло стерильную невинность и развивает все большие коммерческие аппетиты. В США принято решение, что с 2008 года аналоговое телевидение закрывается, и с 2004 года выпускаются только такие телевизоры, которые способны принимать цифровой сигнал.

Что принесет цифровое телевидение рядовому потребителю? Он даже не подозревает, какие горизонты откроются. Вроде велосипедиста, который стоит в задумчивости перед "Мерседесом" и размышляет, зачем нужна эта штука. Прежде всего, значительно увеличится число телевизионных каналов. Аналоговое телевидение уже почти исчерпало частотный ресурс. Но в полосу, занимаемую одним аналоговым каналом, можно упаковать до 16 цифровых каналов. Намного улучшается качество картинки, на ней не будет муара, снега, ряби, сетки. И качество изображения не зависит от способа кодировки или сжатия сигнала, которые определяют лишь надежность сигнала. Картинка всегда идеальна. Если она не идеальна, то просто рассыпается на части. Качество изображения безусловно повлияет на содержание телевизионных программ.

Специальные цифровые приставки к телевизору дают зрителю возможность участвовать в телевизионных передачах в интерактивном режиме. Можно, к примеру, выбирать камеру на футбольной трансляции, место или кресло во время концерта, узнавать побочную информацию в ходе политических репортажей, непосредственно включаться в голосования, опросы, телешоу, выбирать товары в режиме прямого общения с продавцом...

Цифровое телевидение переворачивает устоявшуюся модель отношений телеканала и зрителя. Пока при аналоговом сигнале программы врываются в наше телевизионное пространство независимо от нашего желания. Но цифровая информация уже не будет прямиком проходить на экран, ее можно накапливать на внешних носителях, домашних медиа-серверах наподобие того, как скапливаются ненужные рекламные буклеты в почтовом ящике перед тем, как отправиться в мусорную корзину. Цифровое телевидение позволяет легко отсечь все ненужное - нескончаемые потоки рекламы, глупостей или заунывного умничания. Это техническое новшество взорвет телевизионный мир, потому что доселе безропотный телезритель превратится в клиента, который всегда прав.

Очень часто после описания прекрасных горизонтов, которые открывает очередное техническое новшество, следует унылое признание, что Россия, дескать, в силу своей слепоты и дремучести этих горизонтов не увидит. Но по поводу цифрового телевидения у нас, кажется, нет причин особо печалиться. Еще в 1998 году была принята "Концепция внедрения наземного цифрового вещания в РФ". По этой концепции к 2015 году все российские телепередатчики и приемники будут работать только в "цифре". В 2004 году принято постановление правительства РФ "О внедрении цифрового телевизионного и звукового вещания в РФ". Россия регулярно участвует в заседаниях Международного союза электросвязи, где обсуждаются проблемы цифрового ТВ. Россия - пятая страна в мире, где цифровое ТВ заработало в коммерческом режиме. Такие сети уже несколько лет работают в Санкт-Петербурге (34 канала) и в Москве, где трансляция 6 каналов ведется на мобильные приемники, которые можно установить в автомобиле или носить с собой. Кстати, Билл Гейтс утверждает, что мобильное ТВ - это не только очень дорого, но и похоже на чудачество. В 2004-2005 годах будет выпущено несколько миллионов цифровых приставок, которые будут опробованы в Москве для приема по оптоволоконной линии программ кабельных каналов из других российских городов. Опытные зоны цифрового ТВ организованы в Нижнем Новгороде и Владивостоке.


Россия - огромный рынок для различного оборудования, связанного с цифровым ТВ. Это не только сами телевизоры, но и студийная, вещательная аппаратура, спутники связи. И, конечно, рекламодатель. Прежде всего, России необходимо выбрать стандарт цифрового вещания из трех вариантов: европейский DVB, американский ATSC и японский ISDB. На поле битвы каждый из конкурентов предъявляет свои лучшие стороны. В Европе цифровой телевизионный сигнал рассматривается как часть общего интеллектуального устройства, которое управляет всей электроникой, включая факс, интернет, радиосигнал. Такие возможности уже продемонстрированы Би-би-си. В США делается ставка на надежный сигнал высшей четкости. Качество сигнала настолько высокое, что прочих услуг частотная полоса уже вместить не может. Япония, как всегда и везде, пытается совместить лучшие стороны двух проектов, хотя ISDB все же ближе к гибкому европейскому DVB.

Что касается частот, на которых будет работать российское цифровое ТВ, то возможны два варианта. Первый - использование частот GSM в диапазоне 800 МГц, от которых несколько лет назад отказались военные. Но именно в этом диапазоне ведутся поиски дополнительных частотных ресурсов для аналогового вещания. Второй вариант - традиционные дециметровые вещательные каналы. Именно по такому пути пошли в Англии, где цифровые каналы расположены между аналоговыми.

Умный пульт - верный друг человека

Эдуард САГАЛАЕВ, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей РФ

Великий офтальмолог Святослав Федоров как-то объяснил мне, что человеческий глаз устроен по принципу цифрового телевидения: информация, которая принимается в аналоговом виде, преобразуется в "цифру" и передается в мозг. По законам природы цифровая система компрессии информации является самой эффективной.

В 2004 году на конференции Международного союза электросвязи принято решение о создании интегрирующего стандарта на базе нескольких национальных. Кстати, в принятии единого стандарта для аналогового телевидения в свое время решающую роль сыграл профессор Марк Кривошеев, признанный в мире гуру телевизионных систем. Его вклад велик и в последнее решение.

Мне кажется, более всего нашу жизнь в результате внедрения цифровых технологий изменит "умный пульт", который даст возможность управлять всеми потоками информации, которые поступают к человеку. Из тысячи телеканалов он сможет сконструировать свой собственный из нужных передач. И это, конечно, возможность вести интерактивный диалог с нужной передачей.

Пока в цифровых технологиях Россия отстает от Запада на 10-15 лет. Но у нас есть шанс перепрыгнуть через несколько ступенек благодаря научному потенциалу и тому, что мы можем не менять обветшавшее оборудование, а сразу перейти на новое. Из 5-6 крупных российских компаний, работающих в области цифровых технологий, успехами выделяются АФК "Система" и "Связьинвест".

Источник: www.inauka.ru

Новости за 10.02.05

Всего публикаций - 22


Депутаты открестились от пива
Депутаты переписали законопроект, ограничивающий продажу и потребление пива



Журнал «Акватория красивой жизни…» выпускает приложение




В апреле 2005 г. ИД “Gruner+Jahr” запускает новый проект GEO – GEO Special


Объемы рекламы пива на ТВ вернулись к уровню 2004 года


Красноярские антимонопольщики заставили строителей опубликовать контррекламу


Менеджер по рекламе оштрафован за проведение земляных работ без согласования


Е ушло с рынка
Провал на российском рынке основной марки Cussons - стирального порошка Е - связан с недостаточными инвестициями в продвижение

Как привязать маркетинговые показатели к финансовым?


В России может появиться звание заслуженного журналиста


Гендиректор "Газпром-Медиа" назначил себе нового заместителя


Предупреждение о пропаганде наркотиков на Ren-TV признали обоснованным


Телевизор в интернете
Корпорация Yahoo, владеющая популярным интернет-проектом, намерена в ближайшее время занять достойное место среди мировых лидеров медиабизнеса. Менеджмент компании принял решение создать полноценное телевидение в глобальной сети.

Некоторые аспекты развития рынка корпоративных СМИ


"Основным приоритетом должна быть защита рынка, а не конкуренция. У нас пока все наоборот"
Генеральный директор ИД "Коммерсант", А. Васильев, дал интервью Новостям СМИ

Цифровое ТВ перевернет привычный образ жизни
В телевидении ожидается техническая революция

"Большой Город": Upgrade
Новый главный редактор "Большого Города" объясняет, зачем журнал сменил концепцию



Больше половины жителей Юга России не делают сбережений




ЦДП диктует стиль
Прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса «Стиль года 2004»

«ВСЯ РОССИЯ» И «ЭКСПОЦЕНТР»:
новые возможности региональной прессы

«РЕКЛАМЬ!!!» - новое слово практикующих рекламистов


APR-Group вновь собирает сотрудников


Управляющим директором Corporate Communications назначена Жанна Перфильева



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.