MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
суббота,  04 декабря

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Ссылки по теме

13.10.08
«Курьер печати» на XV семинаре АРПП
Рынок печатных СМИ России: тенденции, новые технологии, договорные отношения

23.04.08
Журнал «Курьер печати» будет выпускаться в рамках издательского дома «Отраслевые ведомости»
Начиная с апреля 2008 года журнал «Курьер печати» выходит в рамках ИД «Отраслевые ведомости»

17.04.08
Журналисту нельзя расслабляться (1)
Интервью с Александром Горбенко, гендиректором «Российской газеты», президентом ГИПП

05.04.07
Журналист «продажен» в рамках своих служебных обязанностей
Ответы на наиболее актуальные вопросы, заданные в ходе пресс-центра, организованного СМИ.Ru, главного редактора журнала «Курьер печати» Евгении ТРУШИНОЙ.

23.03.07
Журнал «Курьер печати» - спонсор выставки-конференции «Издательский бизнес 2007»
Журнал о медиарынке «Курьер печати» является информационным спонсором выставки-конференции «Издательский бизнес/Publishing Expo 2007»

Все новости по теме

Подписка на
новости

О подписке


18.04.05

«Дистрибуция прессы. Международный опыт и российский путь развития»
Мартынов Д.В., Оськин А.В.

Медиа-кит: «Курьер печати»

Система распространения прессы Великобритании

Выход книги «Дистрибуция прессы. Международный опыт и российский путь развития» стал важным событием на отечественном рынке печатных СМИ. Библиотечка профессионала отрасли периодики пополнилась книгой-исследованием, позволяющей не только оценить практику распространения прессы за рубежом, но и определить пути развития российской системы дистрибуции. Именно такую задачу ставили перед собой авторы книги – президент Ассоциации распространителей печатной продукции Дмитрий Мартынов и председатель правления Ассоциации Александр Оськин. «Курьер» продолжает публиковать выдержки из книги. В этом номере мы познакомим вас с системой распространения прессы Великобритании.

Глава 3
Рынок Великобритании

(отрывок)

1. Великобритания: будущее системы распространения

В 2001 году Общество защиты прав потребителей Великобритании провело исследование рынка дистрибуции прессы. Вот некоторые данные, касающиеся периода 1992-2001 годов.

Цифры и факты

В 1992 году в Великобритании насчитывалось 44 474 розничные точки по продаже прессы. После того, как оптовики перестали отказывать в обслуживании вновь открывающимся розничным точкам, их число к сентябрю 2001 года увеличилось до 54 204. На тот момент в стране всего существовало 24 947 киосков, 3 943 точки продаж в супермаркетах, 15 530 точек в круглосуточных магазинах и бакалейных лавках, 1 356 торговых объектов на транспортных узлах, 5 788 – на заправочных станциях, 1 108 разносчиков (адресная доставка).
Одна торговая точка приходилась в среднем на 1 100 жителей страны. Такая плотность розничной сети несколько ниже, чем в северной Европе, но намного выше, чем в южной. По данным антимонопольного ведомства, в 1993 году в Великобритании насчитывалось 77 оптовых компаний, 4 из которых являлись холдинговыми компаниями.
К 2001 году число оптовиков сократилось до 23 компаний. Если в 1992 году работало 250 оптовых складов (из которых холдинговым компаниям принадлежало 177: WH Smith – 73, John Menzies – 45, Surridge Dawson – 19, Johnsons – 19, остальные 85 – мелким оптовым компаниям), то к 2001 году их число сократилось до 136 (WH Smith – 50, John Menzies – 38, Dawson News – 26 и 22 отдельных оптовых склада). В 2001 году доли оптового рынка Великобритании распределялись между компаниями следующим образом: 36% – WH Smith, 31% – Menzies, 18% – Dawson и 15% – мелкие независимые оптовики.
В 1992 году каждым оптовым складом обслуживалось в среднем 178 розничных торговых точек. Сейчас эта цифра утроилась и составляет 542 розничные точки на один оптовый склад.
Объем продаж национальных ежедневных газет составлял в 1992 году 14,2 млн. экземпляров. К 2001 году он сократился на 7% и составил 13,1 млн. экземпляров.
Продажи еженедельных газет составляли 16,2 млн. экземпляров в 1992 году, а к 2001 сократились на 12% – до 14,2 млн. экземпляров.
Продажи прессы через розничную сеть составили для журналов 89% от общего тиража, для газет – 87%.

Оптовое звено

Начиная с 1993 года число оптовиков существенно сократилось, с 4 крупных и 73 мелких оптовиков, до 3 крупных (Johnsons и Surridge Dawson объединились) и 20 мелких независимых компаний. Крупнейший независимый оптовик Turner News ушел с рынка в 2001 году, компания была продана крупному игроку Menzies.
В 1993 году правительство страны согласилось с тем, что, несмотря на монополизацию оптового звена системы дистрибуции прессы, эта структура была наиболее оптимальной и, идя на встречу интересам населения, не стало предпринимать административных мер. Розничные продавцы активно возражали против эксклюзивных прав оптовиков на территорию, так как в этом случае за низкий уровень качества услуг оптовик не нес никакого наказания. В случае если на одной территории работали два оптовика, то они вынуждены были конкурировать за право обслуживания клиента. В результате установления нынешней системы расходы на доставку тиражей возросли, а доходность розничных точек сократилась. Однако, по мнению издателей и оптовиков, в такой системе дистрибуции саморегулирование – это наиболее эффективный путь для поддержания качества работы оптового звена.

Саморегулирование

В 1996 году издатели, оптовики и розничные продавцы приняли Соглашение об отраслевых стандартах предоставления услуг – ISSA (Industry Service Standard Agreement). Эти стандарты пересматриваются на ежегодной основе, прежде всего, для удовлетворения требований розничных сетей.
Лишь после пяти лет действия Правил появились первые признаки того, что розничные продавцы начали доверять им, прежде считая их слишком громоздкими и несправедливыми по отношению к своим сетям. В среднем в год поступало около 1 000 жалоб и поправок в ISSA, большей частью из которых были жалобы розничных сетей на недостаточный уровень компенсации, некачественные услуги оптовиков и отсутствие независимого арбитража.

Доставка

Стоимость доставки тиражей – наиболее часто обсуждаемая проблема системы дистрибуции прессы, которая всегда становится камнем преткновения при попытках внести какие-либо корректировки.
Розничные продавцы были совершенно не согласны оплачивать услуги по доставке тиражей, ссылаясь на то, что за доставку сопутствующих товаров их платить не просят вообще. Они оспаривают саму систему ценообразования услуг доставки, считая, что она непрозрачна, тарифы устанавливаются произвольно, а поскольку у розничных сетей нет выбора, они вынуждены переплачивать монополисту-оптовику.
Розничные продавцы не могут также переложить оплату доставки на конечных покупателей, включив ее в конечную стоимость изданий, так как она определяется издателем.

Розничная сеть

В 1992 году розничная сеть продаж прессы насчитывала 44 474 точки. Подавляющее большинство из них приходилось на киосковые сети. Согласно докладу антимонопольного комитета, в 1993 году 84% розничных продаж периодики осуществлялись через киосковую сеть CTN’s, включая предоставление этими киосками услуг по адресной доставке. Остальные продажи приходились на новых мелких игроков, появившихся на рынке после публикации отчета Общества защиты прав потребителей Великобритании 1986 года по проблеме отказа оптовиков от обслуживания новых сетей.
В 2001 году число розничных точек выросло до 54 204 (на 21% по сравнению с 1992). В том числе 24 947 киосков, 15 530 точек продаж в круглосуточных магазинах и бакалеях, 5 788 – на заправочных станциях, 3 943 – в супермаркетах, 1 356 – на транспортных узлах, 1 108 разносчиков (адресная доставка).
В 2001 году увеличилось только число точек продаж прессы в супермаркетах и круглосуточных магазинах, в то время как киосковая сеть сократилась на 547 единиц, уменьшив общее число операторов розничного рынка на 400 игроков. Общество защиты прав потребителей добилось упрощенного режима входа на рынок новых игроков, но проблема заключалась в том, что структура рынка вынуждала многих розничных продавцов покинуть его. Несмотря на то, что с 1993 года, когда рынок «открылся» для входа, общее число розничных точек увеличилось, число киосков к 1999 году сократилось на 5 047 единиц.
Рост числа торговых точек в супермаркетах, на заправочных станциях и в круглосуточных магазинах, безусловно, увеличил распространение ведущих изданий.
Тем не менее, сокращение киосковых сетей создало проблемы для распространения изданий с небольшими тиражами. Ассортимент сократился, так как теперь специализированные и малотиражные издания вынуждены бороться за вход в торговую сеть.

Розничная подсистема (Sub-Retailing)

Великобритания – единственная в мире (кроме Австралии) страна, использующая подсистему розничных продаж. Она была сформирована в результате решения антимонопольного комитета, направленного на увеличение конкуренции на оптовом рынке распространения. Целью такого решения было заставить крупных оптовиков начать принимать в обслуживание новые розничные точки, которым ранее отказывалось в поставках. Оптовики объясняли это тем, что в их регионе плотность розничной сети была достаточной.
С 1996 по 2001 год 310 розничных компаний, работавших с оптовиком WH Smith News, заявили о своем желании стать также промежуточным звеном для оптовых поставок в более мелкие розничные сети. Таким образом, в настоящее время в Великобритании насчитывается около 1 000 «подоптовиков», обслуживающих около 30% розничного рынка.

Адресная доставка

Особенностью рынка распространения прессы в Великобритании является широкое распространение услуги адресной доставки, предоставляемой двумя третями киосковых точек. Через систему адресной доставки осуществляется около 45% общих розничных продаж (около 60% тиражей широкоформатных газет и 33% – таблоидов).

Минимальный уровень входа (Minimum Entry Level)

В 1992 году правительство приняло решение открыть рынок распространения прессы для входа новых игроков, так как увидело «свидетельство того, что увеличение числа розничных точек приведет к росту продаж». На чем бы ни основывалось это решение, оно было неверным. В 1992 году продажи ежедневных изданий упали на миллион экземпляров в день. Для того чтобы прекратить размывание розницы и для поддержания минимальной доходности розничных точек, в 1994 году были приняты Сводные правила сотрудничества (Voluntary Code of Practice), устанавливающие в том числе и минимальный уровень входа (Minimum Entry Level) для вновь открывающихся розничных точек. Согласно ему розничный продавец обязан обеспечить определенный уровень заказа, который может варьироваться в зависимости от категории и расположения торговой точки.

Розничная маржа

Если в 1993 году уровень розничной маржи в среднем составлял 26,5% для ежедневных газет и еще больше для журналов, то сейчас максимальный уровень составляет 24% для ежедневных и 22,7% для еженедельных изданий. Причиной этого были искусственно поддерживаемые издателями низкие цены на газеты, что, естественно, отразилось на доходности их розничных продаж. В то же время маржа для продаж журналов поддерживалась на уровне 25%, а конечные розничные цены на журнальную продукцию росли даже быстрее уровня инфляции.



Объем журнального рынка Великобритании:1999–2003




Динамика продаж журналов: 2003–2004



Объем газетного рынка Великобритании: 1999–2003


Динамика продаж газет: 2003–2004


Источник: Журнал «Курьер» № 14


Медиа-кит издания

Новости за 18.04.05

Всего публикаций - 15




Рейтинг ТОП-10 новостей о событиях на российском медиарынке




Магия кино и шоу-бизнеса (1)
Обзор (информационный бюллетень «Курьер» №14 2005)



Как бороться с летним спадом продаж?
Ответы руководителей компаний и ведущих специалистов по продвижению



Проекты ВКПМ вышли в финал профессиональной премии "Радиомания-2005"
Проекты Вещательной корпорации "Проф-Медиа" (ВКПМ) вышли в финал Национальной премии в области радиовещания "Радиомания-2005"



19 апреля страна начнёт праздновать «День радио и работников связи»
Ежегодная торжественная церемония Национальной Премии «Радиомания» состоится 19 апреля в ГЦКЗ «Россия» и соберёт вместе многих работников радио и связи, журналистов и общественных деятелей

«Обложка года»: новый номинант




HFS на «Пушкинской площади».
ИД «Hachette Filipacchi Shkulev» знакомит своих сотрудников с оборудованием и технологиями Полиграфического комплекса «Пушкинская площадь»



«Дистрибуция прессы. Международный опыт и российский путь развития»
Мартынов Д.В., Оськин А.В.

Система распространения прессы Великобритании

Украинцы столкнулись с россиянами
На этот раз по поводу водки

Престиж – не только на Арбате


«Платинум» отобрали у «Русского стандарта»




Андрей Лапшов, учредитель коммуникационной группы INSIDERS, вернулся к стратегическому управлению группой в ранге Управляющего партнера




Интернет-лаборатория "Ксан" разработала мультимедийную презентацию для ЗАО «Трансмашхолдинг»




Агентство Business Communications оказало организационную и PR-поддержку компании Hewlett-Packard в организации и проведении презентаций новых продуктов


Новости рекламной группы «ОНИКС»



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.