MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
четверг,  21 октября

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


11.05.05

Опыт Голландии - перспективы России

Рынок печатных СМИ Голландии - один из самых развитых в Европе, а потому он представляет большой интерес для отечественных специалистов. В апреле этого года российская делегация в лице представителей ГК "Логос" и Ассоциации распространителей печатной продукции с целью изучения опыта дистрибуции прессы посетила эту страну, подробно ознакомившись с деятельностью двух крупнейших оптовых предприятий - Betapress и Aldipress.

Прежде всего, российскую делегацию интересовали механизмы организации работы голландских коллег, которые можно было бы использовать в России при реформировании современного рынка печатных СМИ. Ведь не секрет, что на сегодняшний день рынок периодики в нашей стране, как уже не раз отмечалось экспертами, переживает кризис. В целом ряде его сегментов, например, в подписке или системе распространения через супермаркеты, эти трудности носят не только организационный, но и технологический характер. Отстает от европейских норм и современная правовая база России: именно она не позволяет сегодня выстраивать отношения между издателями и распространителями по европейской модели, удовлетворяющей потребности обеих сторон (и издателя, и распространителя), а главное - конечного потребителя, который должен получать издание быстро, в срок и - по доступным ценам. "На сегодняшний день Россия значительно отстает от Европы по числу розничных точек", - говорит председатель правления АРПП Александр Оськин. И приводит пример: в Польше и Германии количество точек продажи прессы на душу населения выше, чем в России, в несколько раз. Даже столица нашей страны не дотягивает до европейского уровня, что уж говорить о региональных центрах России.

Европейским лидером в области распространения печатной продукции, по мнению участников делегации, является именно Голландия, предприятия которой продемонстрировали российским коллегам формы и результаты своей деятельности. Делегацию познакомили с работой двух (единственных на всю Голландию!) оптовиков - компаний Betapress (30% рынка) и Aldipress (70% рынка).

Как рассказал "Курьеру" один из представителей российской стороны, генеральный директор компании "Медиа-Сервис" Дмитрий Жильцов, Betapress входит в холдинг AUDAX, который представляет собой разветвленную структуру, включающую в себя, кроме прочего, издательство, сеть розничных магазинов "АКО" (84 торговые точки по Голландии) и компанию по закупке иностранной прессы. Одним из направлений Betapress является и поставка печатной продукции в Бельгию. Aldipress - структурное подразделение известного финского концерна SANOMA - по сути является дистрибьютором-оптовиком. Компания, работая со 170 издательскими домами, развозит печатную продукцию по 235 маршрутам.

Betapress и Aldipress как крупнейшие дистрибьюторы, специализирующиеся на распространительской деятельности, очень жестко конкурируют между собой за условия, предоставляемые издателям. Принцип работы обоих оптовиков строится на изначальной договоренности с торговыми точками об условиях, которые те могут предоставлять издателям, с последующей трансляцией этих условий поставщикам. Каждый оптовик имеет эксклюзивный договор с издателем, поэтому зачастую Betapress и Aldipress работают параллельно, поставляя печатную продукцию в одни и те же торговые точки.

Необходимо отметить, что торговых точек в Голландии - стране с населением около 15 млн. жителей - более 10 тыс. И во все эти точки продукцию поставляют только два вышеупомянутых оптовика. Для сравнения: в Польше с населением более 38 млн. человек одна торговая точка приходится на 500 жителей; в Германии (82,5 млн. жителей) - более чем на 1 000 (примерно так же, как и в Голландии). При этом, как уточнил Дмитрий Жильцов, в Голландии регулярно распространяются более 2 000 наименований изданий.

Кроме того, если, например, в Германии налицо жесткое закрепление оптовика за определенной территорией (так как существует законодательное ограничение по принципу "один регион - один распространитель") и конкуренции между распространителями там нет, то в Голландии издатель может выбирать между двумя распространителями, поэтому конкуренция здесь чрезвычайно высока. Во всем же остальном - это европейские условия работы с прессой: единые условия возврата, ценообразования, равноправие всех издателей перед распространителем. Это тот принцип работы с прессой, который был принят в Европе еще 1998 году, те самые базисы, которые во всех развитых странах одинаковы.

Особенно сильные впечатления на российских делегатов произвели автоматические линии по обработке печатной продукции. "Это, возможно, уже уровень двадцать второго века. Представленная нам техника позволяет обрабатывать продукцию поштучно без участия человека, - говорит Александр Оськин. - Роботы-автоматы сортируют газеты и журналы как в прямом потоке (направляя в розницу), так и в обратном (обрабатывая возврат). Продемонстрированное нам на обоих предприятиях современное и дорогостоящее оборудование напоминает автоматические линии по сборке автомобилей. Как механические руки роботов собирают автомобиль без участия человека, так и на этих голландских линиях роботы подбирают печатную продукцию индивидуально для каждого киоска с учетом той торговой модели, которую имеет каждая точка".

На Aldipress установлены технологические линии итальянской компании Sitma, на Betapress - линии Buhrs-Media Craft AC (Норвегия). По оценкам АРПП, стартовая цена установки и запуска подобной линии, без учета дальнейшего обслуживания, составляет около З млн. евро. Причем окупаются эти линии достаточно быстро - за два-три года - за счет больших объемов и высокого качества работы. Необходимо принять во внимание и тот факт, что в Голландии печатная продукция имеет достаточно высокие конечные розничные цены, но при этом они едины по всей стране и колеблются от одного до десяти евро за экземпляр. Распространитель работает на скидках от конечной цены, его маржа в среднем составляет 10-25% от цены издателя. Этот процент позволяет дистрибьютору не только покрывать все издержки, но и обеспечивать развитие своего предприятия. По словам Дмитрия Жильцова, все технологическое оснащение голландские дистрибьюторы приобретают за свои деньги, не прибегая к кредитованию, "потому что доходы, получаемые ими от распространения прессы, позволяют успешно развиваться и обеспечивать такое высокое качество".

Конечно, необходимо учитывать высокий уровень средней заработной платы в Голландии, которая позволяет населению покупать печатную продукцию по достаточно высоким ценам. Но вместе с тем эти цены соответствуют потенциальному спросу и складываются в условиях рыночных отношений. На улицах голландских городов не встретишь, как в Москве, стоящих в ряд, имеющих одинаковый ассортимент, но при этом разные цены киосков. В этом плане, по словам Оськина, Голландия демонстрирует европейский уровень развития, когда конечные розничные цены едины, а издатель и распространитель работают по договорам комиссии. При этом, добавляет председатель правления АРПП, затраты, которые несут издатели при оплате услуг распространителей, достаточно высоки, даже больше - можно сказать, что их уровень адекватен уровню затрат на полиграфию и составляет примерно 20-25% по каждому направлению. "Все это говорит о том, что распространение не является в данном случае чем-то простым, дешевым и занимающим минимальный объем в общей структуре затрат издателя", - подчеркнул Александр Оськин.

Подводя итоги, представители российской стороны сошлись в одном - говоря об опыте работы по дистрибуции прессы в Голландии, необходимо иметь в виду два аспекта. Первый из них - это, безусловно, технологии, работа по оптимизации распространения. Второй - организационно-правовая сторона вопроса, позволяющая выстраивать отношения между издателями, распространителями и государством адекватно рыночным условиям и рассматривающая печатную продукцию как социально значимый товар. И именно эти два аспекта, считает Александр Оськин, необходимо изучать и, по возможности, внедрять на российском рынке: "В данном случае все определяется главным вопросом - необходимостью инвестирования. Если в среднем подобная техника обходится в 3 млн. евро, то ее применение у нас было бы слишком дорого. Сегодня, пожалуй, не найдется в России компании, способной вложить в подобную линию такие средства. И в этой части наш распространитель может только позавидовать голландским и немецким коллегам. Но, можно надеяться, в России найдутся соответствующие структуры, издательские или профильные инвесторы, которые возьмут на себя финансирование установки в России подобных автоматических линий. Это было бы в интересах всех, включая конечного потребителя".

Мария Неретина
Журнал "Курьер" №17

СПРАВКА

Голландия (официальное название - Королевство Нидерланды) расположена на северо-западе Европы. На востоке граничит с Германией, на юге - с Бельгией.
Население - 15,2 млн. чел. Крупнейшие города: Амстердам (718 тыс. чел.), Роттердам (593 тыс. чел.), Гаага (443 тыс. чел.), Утрехт (234 тыс. чел.), Ейндховен (197 тыс. чел.). Средний доход работающего населения страны - 4 237 евро, из которого примерно 21% идет на квартплату.
В Нидерландах выходит более 80 ежедневных газет и издается почти 2 000 журналов самых разных направлений. Крупнейшие ежедневные газеты - "Телеграф" (743 тыс. экз.), "Алгемейн дахблад" (413 тыс. экз.), "Фолкскрант" (354 тыс. экз.), "Биннехоф" (195 тыс.)


ДАЙДЖЕСТ
"Пресса в Голландии работает отменно и вполне составляет конкуренцию Интернету. Небольшая городская газета Гааги Den Haagsche Courant выходит столько раз в день, сколько того потребуют новости. Нормальный режим работы газеты - раз в день. Но в экстренном случае выпускаются дополнительные номера. При этом, если они выпускаются ради одной новости, новость ставится центровиком, а весь остальной материал берется из предыдущего выпуска.
Желтой прессы в Голландии нет, да и откуда ей появиться - практически все "пороки' легализованы. Фотографировать политика в бане с девушками - бесполезная работа для голландского репортера". (Источник: "Новая газета")


ЭТО ИНТЕРЕСНО
В Голландии коноплю бесплатно прилагают к журналам. Январский номер голландского журнала Nieuwe Revu в качестве приложения предложил своим читателям семена конопли. Главный редактор издания пояснил, что эта акция должна привлечь внимание к выпуску, посвященному полной легализации марихуаны и некоторых других, прежде запрещенных растений и веществ. Журнал предлагает прекратить войну с наркотиками, которая стоит огромных денег и не приносит никаких плодов. (Источник: Nnov.ru, 28.01.05)

Новости за 11.05.05

Всего публикаций - 21




Рейтинг ТОП-10 новостей о событиях на российском медиарынке


США поразила Великая Пивная Депрессия


Южная Корея начала рекламную кампанию в Санкт-Петербурге


Константин Цзю будет пропагандировать здоровый образ жизни на тюменском телевидении


Интернет-реклама: время доверия закончилось


ROMIR Monitoring рассказал о социологических исследованиях в Интернете


Второй рекламный поход готовит Руперт Мердок в Россию




ТОР 4+1
События медиабизнеса, которые привлекли наибольшее внимание прессы



ТВ для всех, кто его не смотрит


Опыт Голландии - перспективы России


Ответственность прессы и ответственность перед прессой
28 апреля в Совете Федерации состоялось заседание круглого стола по теме "Социальная ответственность и безответственность российской прессы. Что делать?"

Диалектичная природа и социальная ответственность печатных СМИ




Что значит "СВОБОДА ПЕЧАТИ"?
На вопрос отвечают руководители СМИ и общественных организаций



Игра «УТРЕННИЙ ОТЪЕЗД»
Рекламное агентство «Европа Адвертайзинг» (www.euro-adv.ru) совместно с радиостанцией «Европа Плюс» с 10 по 26 мая проводит промоакцию для туристической компании «ВКО Тревэл»



«Известия» превратятся в таблоид?




Отдел городской экспедиции – быстро, надежно, удобно




Дистрибуция прессы. Международный опыт и российский путь развития


Спаситель Levi’s


Необъяснимый лидер
Сотовые операторы за год удвоили «мобильный ВВП»

$598 млн уйдут на «Карусель»
Вырученные от IPO деньги акционеры «Пятерочки» потратят на развитие гипермаркетов

Рекламная группа «ОНИКС» приняла участие в Днях PR на Енисее



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.