MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
среда,  26 февраля

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


28.12.05

Почем телевидение для народа

Минкультуры реанимировал идею общественного ТВ


Алина Ребель

Видимо, создание общественных институтов становится такой же модной идеей для государства, какой недавно была идея социальной ответственности бизнеса: вслед за созданием Общественной палаты возродилась идея общественного телевидения. Во всяком случае, в четверг на заседании кабинета министров глава Минэкономразвития Герман Греф, отчитываясь о реализации задач, поставленных президентом, заявил, что Министерством культуры на рассмотрение правительства внесен законопроект о создании общественного ТВ. Сам Минкультуры заявляет, что разработаны только проект концепции и техническое задание, которые направлены на согласование ведомствам. Как удалось выяснить "Газете", Минкультуры переработал законопроект, отклоненный Госдумой в 2002 году.

Медиасообщество удивило внезапное появление в докладе Германа Грефа упоминания об общественном телевидении. Это уже третий дубль идеи "народного ТВ", первым было создание компании "Общественное российское телевещание" (ОРТ) в середине 90-х годов. Тогда глава компании Влад Листьев был убит, а основной акционер Борис Березовский вскоре продал свои акции государству. Несколько лет назад законопроект о создании общественного ТВ разработали Игорь Яковенко, Владимир Познер и Михаил Федотов, но он был отклонен Госдумой. Причем никаких внятных причин блокирования проекта озвучено не было, разве что министр культуры Александр Соколов заявил о готовности его ведомства подготовить свой законопроект. Медиасообщество настороженно восприняло эту идею: Соколов явно не собирался считаться с уже существующими проектами.

Видимо, предложить что-то кардинально иное ведомство так и не смогло. Как рассказал "Газете" автор "похороненного" проекта общественного ТВ Михаил Федотов, Минкультуры сейчас представил в правительство "наброски" законопроекта, по сути, переработав текст, разработанный Союзом журналистов в 2002 году. Впрочем, это и хорошо, считает эксперт.

"Меня радует, что эта концепция построена на европейской модели общественного телерадиовещания, - сказал "Газете" Михаил Федотов. - Обнадеживает тот факт, что в ней есть ссылки на модели общественного телевидения, представленные ЮНЕСКО, и на рекомендации Совета Европы". Михаила Федотова очень радует, что ситуация изменилась: "Если раньше любые разговоры об общественном телевидении пресекались и мы слышали со всех сторон, что России это не нужно, то сегодняшний интерес министров к этой идее внушает надежды", - говорит он.

Секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко разделяет радость коллеги. "То, что от правительства исходит инициатива создания общественного телевидения, - очень хорошая новость, - сказал он "Газете". - Общественное телевидение - один из тех ключей, которые открывают двери в процветающее демократическое общество. В мире нет ни одной яркой, развитой страны, которая бы не имела общественного телевидения". Однако на этом оптимизм Игоря Яковенко иссякает. "Очень плохо то, что все это делается опять кулуарно, за закрытыми дверьми, - сетует он. - Никто из специалистов этого текста не видел. За последние 15 лет было несколько попыток создания общественного ТВ в России. И они всегда блокировались властью. Последняя попытка - наша, которую ждала та же судьба. Что из себя представляет проект Минкультуры, мы не знаем. Возможно, это такая же профанация, как и Общественная палата".

По словам Грефа, деятельность общественного телевидения будет определяться советом по вещанию, в который войдут представители гражданского общества. Кого имеет в виду глава Минэкономразвития, совершенно непонятно. По сведениям "Газеты", предложений об участии в этом проекте известным медиаменеджерам пока не поступало. Герман Греф также отметил, что "общественное телерадиовещание будет создаваться путем трансформации государственных телерадиовещательных компаний", не сказав при этом ни о механизмах трансформации, ни о том, кто же будет ее финансировать. По словам Михаила Федотова, который видел бумагу Минкультуры, в ней об этом тоже ничего не сказано. Остаются только слова Германа Грефа о том, что общественное ТВ должно быть "источником информации, свободным от влияния различных групп и интересов".

Мировой опыт показывает, что общественное телевидение должны финансировать либо зрители, как в Великобритании, где с каждого телевизора берется абонентская плата, либо государство. Владимир Познер приводит в пример канадский телеканал CBS, который спонсируется из бюджета страны, но абсолютно независим от государства.

Экс-гендиректор ТВЦ Олег Попцов считает, что финансирование - действительно главный вопрос. "Еще когда мы создавали ВГТРК, я видел модель общественного ТВ, - рассказал Олег Попцов. - Но я понимал, что оно должно жить за счет абонентской платы. Тогда я пришел к министру финансов РФ Борису Федорову и предложил эту идею. Министр ее одобрил, но ему не понравилось, что абонентская плата должна поступать напрямую в ВГТРК, минуя госструктуры. Главной проблемой будет как раз то, на что будет существовать общественное ТВ и кто будет контролировать эту кассу".
Именно вопрос контроля над кассой, по мнению Федотова, делает оптимальным механизмом смешанное финансирование. Поскольку общественное ТВ должно возникнуть из государственных каналов, бюджетные средства, выделяемые на них, должны быть отправлены в фонд общественного телевидения. Однако при этом совершенно необходимо, чтобы часть финансирования покрывала абонентская плата. По расчетам Михаила Федотова, она должна составлять 3% МРОТ (цена бутылки кефира). Зато абонентская плата даст возможность абонентам предъявлять претензии создателям общественного ТВ, контролировать его.
Однако главная загвоздка - по-прежнему в отсутствии внимания Владимира Путина к этой проблеме. Как сказал "Газете" Михаил Федотов, при подготовке обращения президента к Совету Федерации в 2005 году обсуждалась необходимость включить в речь Путина абзац о необходимости создания общественного ТВ. В результате бурных споров решили "опасную идею" в речь не включать. Так что теперь остается ждать реакции руководителя страны на инициативу Минкультуры.

Готовы ли вы платить за общественное телевидение и что от него требуете?

Юрий Скуратов /
президент фонда "XXI век":

«Я был бы готов платить за телевидение, если бы в его программах показывали реальные процессы, происходящие в стране, а не ту жвачку, которую нам сегодня подсовывают. Другой вопрос, что создание общественного телевидения не даст того, чего бы мы от него хотели. В больном обществе не может быть здоровых процессов».

Рамаз Чантурия /
гендиректор компании "Росчайкофе":

"Мне нравится идея создания общественного телевидения, и я готов за него платить. Важно, чтобы в нашей стране был телеканал, который бы не зависел ни от каких финансовых групп".

Нодар Канчели /
архитектор:

"Странный вопрос. Конечно, мне как обывателю лучше не платить ни за какое телевидение - ни за общественное, ни за государственное".

Юрий Лоза /
певец:

"Конечно, нет. Ведь на любом телевидении будут крутиться огромные деньги, а я еще буду за это платить. Ведь если на канале не будет открытой, то будет скрытая, черная реклама".

Вера Степаненко /
депутат Мосгордумы:

"Если бы в России было создано общественное телевидение, наверное, я бы захотела смотреть только его. Главное, чтобы этот канал передавал объективную информацию и отражал независимую точку зрения людей, не связанных с той или иной политической партией".

Игорь Иванов /
заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия»:

«Платить я, несомненно, готов. От общественного телевидения требую отсутствия рекламы, качественного подбора фильмов и новостей. При формировании теленовостей надо ориентироваться на общественное мнение, а не на состав, к примеру, Думы».

Павел Астахов /
адвокат:

"Я готов платить за общественное телевидение. Однако за свои деньги я бы хотел, чтобы мне показывали качественный продукт. Если это новости, они должны быть свежими, оперативными и глубокими, если художественный продукт - то с хорошим сюжетом и звуком".

Григорий Томчин /
президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий:

"Я не понимаю, что такое общественное телевидение: это некое название, за которым нет содержания. Независимых электронных СМИ быть не может по определению, иначе они скатываются в желтизну. Монополизировав понятие общественного телевидения, мы лишаем потребителя этого продукта права на его оценку. Платное общественное телевидение - это смешно. Я буду покупать то телевидение, которое мне нравится".

Юрий Каспаров /
композитор, художественный руководитель Московского ансамбля современной музыки:

"Я с огромным удовольствием платил бы, и даже не символическую сумму. Меня вообще очень тревожит коммерциализация телевидения, вследствие чего отсекается масса интересных программ. Поэтому я был бы рад платить за общественное телевидение и, ручаюсь, многие мои коллеги-композиторы тоже – и из России, и из бывших союзных республик".

Источник: газета «Газета»

Новости за 28.12.05

Всего публикаций - 14


В России появилась новая единица измерения рекламы - килограмм (1)


Верховный суд России разрешил торговлю майками с коноплей


В Москве совершен разбойный налет на студию Артемия Лебедева


Предновогодние движения контекста
Буквально за неделю до нового года началось движение в контекстной рекламе Рунета

Новости для News
В этом году на рынке наружной рекламы начали происходить странные вещи

«Встреча друзей»: радиомост Москва–Минск


Почем телевидение для народа
Минкультуры реанимировал идею общественного ТВ



Экс-глава ТВЦ назвал имя вероятного преемника


На одной рекламе далеко не уедешь




Курсы бухгалтеров от Московского Полиграфического Союза
С января 2006 года на регулярной основе будут проходить заседания «Клуба бухгалтеров» Московского Полиграфического Союза



«Голос России» - информационный партнер
выставки Народного художника РФ ВАСИЛИЯ ИГОРЕВИЧА НЕСТЕРЕНКО



Агентство Imageland Edelman Public Relations награждает мастеров
В агентстве Imageland Edelman Public Relations подведены итоги ежегодного конкурса на лучший проект “Мастер PR”

РА МассМедиа сделало новогодний подарок двум крупным компаниям Петербурга




В «ИМА-консалтинг» выяснили, как продвигать компанию «ДОМЕДКО-ХАКСЛИ» на российском рынке


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.