MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
четверг,  19 мая

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


02.09.09

Министерство образовало словарный запас

Россияне неоднозначно отреагировали на нововведения в русском языке

Вчера вступил в силу приказ Министерства образования и науки России от 8 июня 2009 года № 195, утверждающий перечень словарей, признанных образцовыми с точки зрения норм русского языка. Словари именно из этого списка обязаны использовать в своей работе чиновники, преподаватели и даже журналисты.

Вместе с тем ряд лингвистов уже критикуют выбор министерства: по их мнению, в перечне есть пробелы, а некоторые языковые нормы, содержащиеся в избранных словарях, неоднозначны.

До вчерашнего дня в России не было официальных справочников русского языка, признанных государством, из-за чего фактически не работал федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», принятый еще в 2005 году, — документ ссылается на «официальный список грамматик, словарей и справочников». Между тем в законе четко прописано, где необходимо использовать исключительно утвержденные государством нормы языка, например в судопроизводстве, органах власти, почтовых отправлениях и рекламных роликах. Отдельно указано, что эти нормы обязательны для СМИ всех видов и форм собственности, за исключением выходящих на иностранных языках. Несоответствие нормам допускается только в том случае, если оно является «неотъемлемой частью художественного замысла». При этом неясно, как журналистов и депутатов будут наказывать за нарушение закона.

Отныне статус официальных языковых справочников имеют «Орфографический словарь русского языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений русского языка» Ирины Резниченко и «Большой фразеологический словарь русского языка» с культурологическим комментарием Вероники Телия.

Интересно, что в отдельных случаях официальный список явно противоречит государственной политике. Так, согласно «эталонным» словарям название столицы Южной Осетии необходимо писать в ее грузинском варианте — «Цхинвали» вместо осетинского «Цхинвал». Пока непонятно, будут ли соблюдать эту норму российские чиновники и государственные СМИ.

Вместе с тем данные книги не дают ответа, как правильно писать спорные слова, пришедшие к нам из-за рубежа, — например, «о(ф)фшор» или «бре(э)нд». Зато слово «кофе» можно употреблять как в мужском, так и в среднем роде. Кроме того, отныне телеведущим не обязательно учить ударения: теперь можно говорить «договОр и дОговор», «по средАм» и «по срЕдам» и даже «йОгурт» и «йогУрт». Слово «карате» предлагается писать только через букву «е», а «Интернет» — исключительно с большой буквы. Заведующий кафедрой стилистики русского языка журфака МГУ имени Ломоносова Григорий Солганик категорически против подобных изменений. «Норма — это образец, — считает он. — Кофе среднего рода — это разговорная форма. Превращать ее в литературную неправильно. Допускать возможность такого произношения — это значит примириться со стихией». Солганик не боится показаться несовременным: «Словарь — это свод классических правил, которые всегда отстают от современного состояния. И в этом его плюс».

Особое возмущение у лингвистов вызывает отсутствие в списке хрестоматийных работ, авторитетность которых никогда не оспаривалась, например, словаря Розенталя. Также критики указывают на любопытный факт: все четыре книги вышли в издательстве «АСТ-Пресс». Пресс-секретарь издательства Константин Деревянко объясняет это процедурой проведения экспертизы словарей, утвержденной Минобрнауки. «Отсутствие в перечне других изданий не значит, что они плохие, — говорит он. — Подать заявку на экспертную оценку может либо автор словаря, либо издатель. Мы подали, другие, возможно, нет».

После подачи заявки словарь проходит оценку экспертных организаций: Института русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук (РАН), Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербургского государственного университета и других. На основании экспертных оценок составляется список межведомственной комиссии, которая и принимает решение.

По словам Деревянко, все утвержденные издания входят в программу «Словари ХХI века», которая реализуется издательством при участии ряда научных организаций, среди которых и те, что проводили экспертную оценку. При этом представитель «АСТПресс» обещает, что список будет пополняться. Деревянко сообщил, что также предполагается издать переработанный и дополненный словарь Лопатина, фундаментальный орфоэпический словарь Марии Каленчук (замдиректора по научной работе Института русского языка РАН) и «Малый академический словарь», которые также будут проходить экспертизу. Его слова подтверждают в Минобрнауки.

«Этот список не окончательный, он обязательно будет расширяться», — пообещали в ведомстве.

Для соблюдения федерального закона данные словари должны стать настольными книгами для чиновников и журналистов. По оценкам Деревянко, в розничной продаже цена словаря составляет 600-800 рублей. При этом он отметил, что издательство планирует выложить часть словарей в интернет. «Доступ к ним будет бесплатным, так как мы считаем программу социальной и некоммерческой», — отметил Деревянко.

АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ, МИХАИЛ СМИЛЯН

Фото с сайта islamnews.ru

Источник: Газета

Новости за 02.09.09

Всего публикаций - 24




Министерство образовало словарный запас (1)
Россияне неоднозначно отреагировали на нововведения в русском языке



ЦИК включил агитсекундомер
Закон о равном доступе партий к телеэфиру начал действовать



МВД дало разъяснение по перетяжкам
Госавтоинспекция будет требовать их сноса, в частности, при ограничении ими видимости знаков



«Да!» клиентам и сотрудникам «ОТП-банка» (1)
«Европа Адвертайзинг» выиграло тендер на производство полиграфической продукции



Реклама Intimissimi выйдет на российском телевидении (12)
Лицом новой рекламной кампании стала Ирина Шайхлисламова



РАССО в Санкт-Петербурге встретила осень
Координационный совет ассоциации организовал вечеринку в честь приближения осени и начала нового учебного года



Премия «Белое крыло»
Первые заявки на участие поступили из Сургута и Москвы



Реклама в вузах наполняет интернет-ресурсы (1)
Clear Vision Group начинает масштабную рекламную кампанию «Ситилинк» на экранах «Университет-ТВ»



«Радио Шансон» запустило рекламную кампанию всенародной танцплощадки «ЭЭХХ, Разгуляй!»
Билборды разместились на центральных московских улицах



Рекордный тираж журнала «Тайны Звезд» (1)
Тираж 101-го номера достиг 487 тысяч экземпляров



«МК на Кубани» - ведущий еженедельник региона
За последний год журналисты издания собрали солидный «урожай» профессиональных наград



«ТелеШоу» специально для мам
Глянцевый телегид выступит информационным партнером городского проекта «Я – мама»



Журнал «Мир ПК» увеличил редакционную подписку
Во втором полугодии 2009 г. рост составил 17%



Фотографии The Moscow Times в коллекции Fotoimedia
Фотоагентство добавило архивные съемки газеты



Детские праздники в Москве
Pampers проведет более двухсот развлекательных мероприятий в парках столицы



«Деловой квартал» открыл деловой сезон
С новым дизайном и контент-моделью



Национальная акция «Праздничный шопинг с Glamour»
Самые модные магазины и актуальные бренды поздравляют русский Glamour с пятилетием



Ивановские красавицы займутся подписчиками
ИД «Собеседник» проведет специальную акцию



Журнал «Домой» затеял ремонт на «Свежем Радио»
Стартует новый проект – радиоквест «Спасаем ремонт»



На сайте aif.ru запущена еженедельная викторина для книголюбов (1)
Победители получают тома «Книжной коллекции «АиФ»



РИА Новости проводит работу по сохранению российского фотонаследия
Агентство приобрело права на более чем 25 тыс. фотографий



«Звезда» оставит в эфире только лучшее
Телеканал отказывается от собственного производства программ



Фильмы на мобильник
Будут продавать МТС и Paramount



«Старый Мельник» продолжает озеленять российские города
ГК EFES в России завершила вторую волну акции «По газонам ходить»



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.