MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
понедельник,  18 октября

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Ссылки по теме

06.09.16
Соцсеть перестала делиться музыкой, принадлежащей правообладателям
«ВКонтакте» перестала выдавать аудиозаписи, принадлежащие правообладателям, сторонним музыкальным приложениям

20.07.16
Музыка «ВКонтакте» станет платной до конца года
В соцсети появятся платные функции для прослушивания аудиозаписей

04.04.16
Социальная сеть «ВКонтакте» впервые сменила дизайн
Копирайт Павла Дурова исчез в новой версии сайта

01.09.15
Активисты просят «ВКонтакте» запретить сепаратизм
Лига безопасного интернета предлагает соцсети сотрудничество по внесудебной блокировке сепаратистских материалов

21.08.15
Деньги от «ВКонтакте» Дуров потратит на дата-центры Telegram
За здание дата-центра бывший глава соцсети получил $18,38 млн

Все новости по теме

Подписка на
новости

О подписке


27.01.14

Все дело ВДурове

Основатель «ВКонтакте» продал свою долю




Павел Дуров продал свою долю в основанной им соцсети «ВКонтакте». 24 января 2014 года 52 процента компании перешли под контроль Алишера Усманова, еще 48 остались у фонда UCP. Дуров сохранил пост генерального директора, однако его окончательный уход — лишь вопрос времени. Это подтверждают и источники, близкие к руководству «ВКонтакте». «Лента.ру» вспоминает историю главной соцсети страны.

Историю «ВКонтакте» можно условно разделить на три периода. Первый — самый короткий, когда соцсеть Павла Дурова была клоном никому особенно не известного американского сайта. Второй — самый романтический, когда соцсеть превратилась в самый популярный ресурс в Рунете, навсегда, как казалось, обогнав тот самый американский сайт. И третий — самый драматичный, когда этот сайт в течение года отнимали у его создателей.

Об истории успеха «ВКонтакте» и лично Павла Дурова написано немало — и посты, и статьи, и даже целые книги. Главное, если в двух словах, лучше всего сформулировать так: Дуров смог построить самый удобный, самый живой и самый нужный сайт. Когда «ВКонтакте» появился, вопрос о том, что такое соцсеть и для чего она нужна, был, в общем-то, открыт. Однажды взяв за основу Facebook, Дуров, тем не менее, строил свой сайт с нуля, самостоятельно нащупывая и угадывая направления для его развития.

О личности Павла Дурова известно немного — в основном это мифы и анекдоты. Известно, что Дуров — вегетарианец. Известно, что может позволить себе — в буквальном смысле — кидать деньги на ветер. Известно, что может позволить себе добираться до офиса в историческом центре Петербурга на белом «мерседесе». И что этот «мерседес», возможно, умеет выезжать сухим из воды.


В 2006 году команда «ВКонтакте» вручную составляла базу всех российских вузов, обновляя все названия и следя за переименованием каждого колледжа в академию. Потом прикручивала функции — от смешных граффити до аудиозаписей, новостных лент и сообществ, из которых выросли нынешние паблики. Именно «ВКонтакте» объяснял российским пользователям, что в соцсети главное — не поиск потерянных однокурсников, а обмен информацией.

В результате «ВКонтакте» стал одним из самых успешных российских проектов 2000-х, а Павел Дуров — чуть ли не самым удачливым российским менеджером, несмотря на то, что принципиально не заботился о финансовых показателях. В течение нескольких лет он доказывал, что самое важное для соцсети — это лояльность пользователей. Что самый верный способ получить лояльную аудиторию — это заботиться о ее интересах. Что интересы пользователя выше интересов инвесторов, правообладателей, политиков, силовиков.

В каком-то смысле, история «ВКонтакте» — это история противостояния дуровской команды разработчиков и этих четырех групп. И Дуров, умевший, где надо — подстроиться, где надо — нахамить, довольно успешно на этом поле действовал. Показать собачий язык спецслужбам — можно. Разобраться с администрацией президента, да так, чтобы никто не подкопался — пожалуйста. Да что там, Дуров и пользователям умел объяснить, что для них лучше.

Труднее всего, как выяснилось, пришлось с правообладателями и инвесторами. До поры до времени и тех, и других можно было просто игнорировать, но в итоге история «ВКонтакте» — по крайней мере, история «ВКонтакте» под руководством Павла Дурова — закончилась именно в 2013 году, когда за соцсеть одновременно взялись борцы с пиратством и акционеры (хотя и остальные в нападках на компанию по мере сил поучаствовали).

«ВКонтакте» — компания непубличная, по крайней мере, в том, что касается общения с прессой. Дуров, как и подобает эксцентричному миллиардеру, может позволить себе разговаривать с журналистами только тогда, когда ему это удобно. Известия об изменениях в судьбе «ВКонтакте» поступали спорадически и комментировались внутри компании крайне неохотно. О том, насколько судьбоносны эти изменения, заговорили только в апреле 2013-го, когда сооснователи соцсети Вячеслав Мирилашвили и Лев Левиев продали свои акции компании фонду United Capital Partners.

Собственно, именно с этого момента начался видимый снаружи конфликт между гендиректором «ВКонтакте» и его акционерами. UCP, получившие 48 процентов компании, сразу начали предъявлять к руководству соцсети претензии — от обоснованных (Дуров тратит ресурсы компании на сторонние проекты) до конспирологических (Дуров сотрудничает с американскими спецслужбами).

Основные опасения тогда были связаны с тем, что владелец UCP Илья Щербович одновременно входит в советы директоров «Роснефти» и «Транснефти». Однако судьба соцсети была предрешена еще в 2007-м, когда долю во «ВКонтакте» купил Юрий Мильнер. Впоследствии его доля перешла под контроль Алишера Усманова — и именно его люди в итоге завладели соцсетью.

В апреле 2013 года, когда стало известно, что фонд UCP приобрел почти половину акций «ВКонтакте», казалось, что для Алишера Усманова это событие стало неожиданностью. Не секрет, что он и сам не прочь был приобрести эти ценные бумаги, но не спешил, полагая, что конкурентов у него нет. Пакет Дурова, таким образом, оказался своего рода «маятником» — в случае потенциального конфликта акционеров именно основатель «ВКонтакте» мог решать судьбу того или иного решения, присоединяясь либо к Усманову, либо к Щербовичу. С последним отношения у Дурова сразу не заладились, поэтому не мудрено, что пакет в итоге достался структурам, близким к Усманову. Как два бизнесмена с немалым лоббистским ресурсом будут делить «ВКонтакте» без Дурова — вопрос открытый.

Усманов, владеющий 39,9 процента «ВКонтакте», доверил управление своими акциями Дурову, никаких претензий к нему не предъявлял и нападки UCP никак не комментировал. Вплоть до декабря 2013 года, когда неожиданно высказался в том духе, что Павел Дуров, конечно, одаренный молодой человек, но интересы инвесторов — превыше всего. Очевидно, именно в это время и были приняты все решения — по крайней мере, источники «Ведомостей» утверждают, что как раз в декабре Дуров и продал свои 12 процентов «ВКонтакте» Ивану Таврину — гендиректору «Мегафона», который контролирует Алишер Усманов.

События января 2014-го в этом случае — уже следствие декабрьского решения. Много месяцев ходившие слухи об исходе из «ВКонтакте» разработчиков во главе с братом Дурова Николаем дополнились объявлением о том, что команду покинули вице-президент и финансовый директор — Илья и Игорь Перекопские, которые вместе с братьями Дуровыми работали в компании со дня основания. На место Ильи пришел Дмитрий Сергеев — бывший гендиректор «Коммерсанта», также подконтрольного Усманову. Новым финдиректором стал Александр Третьяков, ранее работавший в Yota, которая, через «Мегафон», принадлежит тому же Усманову. Отношениями с инвесторами будет заниматься Борис Добродеев — сын руководителя ВГТРК, в прошлом возглавлявший в усмановском холдинге департамент управления интернет-активами.

Вот, собственно, и вся история. Менеджмент нового поколения, создававший «ВКонтакте», за несколько месяцев 2013 года был в полном составе вытеснен из компании наемными менеджерами — ничего личного, только бизнес. В последние месяцы история «ВКонтакте» напоминала классический сюжет из американской литературы: капиталисты из совета директоров шаг за шагом отнимают у героя выращенную им компанию, осталось дождаться последнего голосования.

Павел Дуров пока что остается генеральным директором «ВКонтакте», называет Ивана Таврина другом и уверяет, что на жизни соцсети изменения в составе акционеров не отразятся. Однако окончательный уход Дурова из компании — с голосованием или без, со скандалом или без — лишь вопрос времени. Это подтверждают и источники «Ленты.ру», близкие к руководству «ВКонтакте».

Все это, впрочем, не означает, что Павел Дуров — проигравший. Вплоть до декабря 2013 года Дуров был владельцем дорогостоящего актива. В январе 2014-го он стал долларовым миллионером: исходя из оценки «ВКонтакте» в 3-4 миллиарда долларов, продажа 12-процентной доли принесла ему от 360 до 480 миллионов.

Как минимум с октября 2013-го года Павел Дуров не скрывает, что не менее важным, чем «ВКонтакте», для него является фонд Digital Fortress, а важнейшим направлением развития интернета — не соцсети, а технологии безопасного и анонимного общения. В августе 2013 года Дуров представил мессенджер Telegram (тот самый, которым его попрекали акционеры «ВКонтакте»), построенный как раз с учетом этих технологий. 300-400 миллионов долларов — совсем не плохой инвестиционный фонд для развития этого проекта. Надо полагать, что ни с поиском разработчиков, ни с лояльной аудиторией проблем у Дурова не возникнет: над мессенджером работает его брат и бывший техдиректор «ВКонтакте» Николай, а суточная аудитория соцсети как раз недавно перевалила за 60 миллионов человек.

Какой будет судьба «ВКонтакте», в этой истории не так уж важно.

Источник: Lenta.ru

Новости за 27.01.14

Всего публикаций - 17




Коммуникационное агентство АГТ поддержит рост бизнеса Sika в России в 2014 году
В 2014 году АГТ продолжит коммуникационную поддержку российского подразделения швейцарского концерна Sika



BMW встроит в свои автомобили рекламу
Немецкий концерн тестирует сервис геопозиционированных рекламных сообщений



Борьбу с нелегальной рекламой на остановках отдадут на аутсорсинг
Борьбу с незаконными рекламными объявлениями, которыми сейчас обклеены автобусные остановки Москвы, отдадут на аутсорсинг



Marie Claire представляет проект «Я хочу на Вас жениться»
Каждый год в февральском номере Marie Claire проходит традиционная ярмарка женихов



Суд начал рассмотрение иска газеты "Мой район" к ЗакСу Петербурга
По факту выделения субсидии газетам "Петербургский дневник" и "Петербургская фотохроника"



Правление АРПП назвало героев подписки и розницы 2013 года
Состоялось заседание Правления АРПП, на котором были обсуждены актуальные проблемы отрасли и вопросы текущей деятельности Ассоциации



Журнал «9 месяцев» в современном дизайне
Февральский номер журнала «9 месяцев» вышел в свет в с обновленной обложкой, новым логотипом и в более современном дизайне



Татьяна Тотьмянина снялась для обложки Playboy
На страницах февральского номера журнала



«Радио Шансон»: памяти блокадного Ленинграда…
27 января, в день, когда страна будет отмечать 70-летие снятия блокады Ленинграда, в эфире «Радио Шансон» прозвучат песни, посвященные военной теме



Портал ЖурДом запустили проект «Журдом – Маршрут»
Программа умеет строить маршруты, как с указанием точных адресов, так и по абстрактным запросам



Новый сезон "Интернов" на канале ТНТ
С 3 февраля в 20.00 на ТНТ



Все дело ВДурове
Основатель «ВКонтакте» продал свою долю



«Россия 1» перекупила «Один в один»
Медиахолдинг ВГТРК приобрел права на показ самого популярного ТВ-шоу



Новый сезон рейтингового хита «Один в один!» выйдет на телеканале «Россия 1»
«ВайТ Медиа» готовится к съёмкам второго сезона популярного музыкального развлекательного шоу «Один в один!»



Радио Romantika – информационный партнер концерта «Праздник для всех влюбленных»
«Праздник для всех влюбленных» подарит зрителям самое романтичное настроение



Впервые в истории Олимпийских Игр в центре Олимпийского Парка откроется Дом болельщиков
6 февраля в столице XXII Олимпийских зимних Игр откроет свои двери Дом болельщиков Олимпийской команды России



«АКАДО Телеком» представит новые сервисы на выставке CSTB
ГК «АКАДО» примет участие в 16-ой международной выставке CSTB’2014



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.