MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
четверг,  18 августа

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


01.08.16

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

в докладе Роспечати

В данном материале описывается рынок журналов России в 2015 году, его состояние, перспективы и основные показатели согласно докладу Роспечати

В докладе «Тенденции мирового журнального бизнеса в 2014-2015 гг.» (World Magazine Trends 2014-15) Международной федерации периодической печати (FIPP) прирост мирового журнального рынка за 2015 год прогнозировался на уровне 0,2%, а общие доходы журнальных издательств – в сумме $97,3 млрд или на $200 млн больше, чем в 2013 году. Увеличение мировой выручки от продажи электронных журналов предполагалось на уровне 43,4%, т.е. до $5,2 млрд, доля платных цифровых изданий которых к началу 2016 года должна была достичь 11% от всех суммарных продаж журналов массового потребления, против 4% в 2013 году. Если в 2013 г. доля электронной рекламы составила $8,4 млрд (17%), то в 2016 году мировые доходы от рекламы в электронных журналах, по мнению авторов доклада, должны составить $13,4 млрд или 27% всех доходов журнального бизнеса в мире.

Таблица.1 Топ-20 ИД по суммарной аудитории журналов (AIR*, Россия)



Источник: TNS, NRS-Россия (16+) Май – Октябрь 2015 г. Стр.59

В мире этот прогноз в общих чертах исполняется, но в России ситуация хуже – в 2015 году журналы преимущественно закрывались, а digital дал гораздо меньше, чем прогнозировалось в докладе FIPP. Согласно данным АКАР, рекламные потери журналов за 2015 год превысили потери газет (-29% против -20%, а в денежном выражении еще больше). Подготовка к вступлению в силу Федерального закона от 14.10.2014 г. № 305-ФЗ более всего ударила именно по журнальному рынку – ведущим журнальным издательским домам пришлось срочно приводить свою структуру в соответствие с требованиями этого закона, поэтому развития новых проектов не происходило.

Таблица 2. Топ-20 ИД по суммарной аудитории журналов (AIR, Москва)


Источник: TNS, NRS-Москва (16+) Май – Октябрь 2015 г. Стр. 60

Уход в digital тоже не панацея. Сегодня многие издательские дома и на Западе, и в России усиленно занимаются e-commerce, осваивают рекламные интернет-технологии, часто даже вообще прекращая производство контента, что в корне неправильно.

Рисунок 1. Журнальные издательства:

Печатный бизнес – фундамент

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

Источник: ежегодное исследование «Тенденции мировой прессы» Всемирной ассоциации издателей газет и новостных изданий (WAN-IFRA) стр. 62

Таблица 3. Топ-20 еженедельных журналов и журналов, выходящих

1 раз в 2 недели, по аудитории одного номера (AIR, Россия)

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

Источник: TNS, NRS-Россия (16+) Май – Октябрь 2015 г. Стр.62

Между тем именно правильно поданный контент способен завоевать аудиторию. Например, в кризис 2009 года ИД «Бурда» сделал ставку на журнал «Лиза. Люблю готовить!», тиражи которого быстро преодолели планку в 1,5 млн экзепляров. Проект был настолько успешен, что издатель вывел на рынок целую серии других подобных журналов, и эти бренды работают до сих пор. Кроме того, в провинциальной России проникновение интернета еще недостаточно, а интерес к прессе по-прежнему сохраняется, и издательская задача – найти потенциально перспективные читательские ниши.

Таблица 4. Топ-20 еженедельных журналов и журналов, выходящих 1 раз в 2 недели, по аудитории одного номера (AIR, Москва)

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

Источник: TNS, NRS-Москва (16+) Май – Октябрь 2015 г. Стр.63

В нашей стране, например, слабо охвачена издательским вниманием категория «пожилые люди» ведь помимо пенсионеров, живущих на 7–12 тыс. руб. в месяц, среди них есть немало активных людей, имеющих взрослых состоятельных детей. Они по-прежнему ездят за границу, ходят в супермаркеты за брендированными продуктами, озабочены своим здоровьем и восприимчивы к рекламе. Их волнуют проблемы, как правильно выстроить отношения с внуками, найти ответ на вопрос, что делать, когда ты остался один, освоить азы интернета, найти себя в объединениях ветеранов, инвалидов или в компаниях по интересам. Удачным решением могло бы также стать активное издание журналов о хобби, хотя и здесь есть свои подводные камни. Например, группа изданий об охоте и рыбалке в 2015 году во многом «схлопнулась» по причине экономических санкций (эмбарго на продажу охотничьего оружия и патронов), но и в этой группе лидеры устояли. В частности, журнал «Охота и Рыбалка XXI век» сохранил подписку и розницу в докризисных пределах. По мнению экспертов, для создания успешного проекта нужно изучить то, что реально волнует людей. И кризис издателям не помешает, а наоборот – сейчас люди меньше тратят на развлечения, меньше ходят в кино, путешествуют, поэтому появляется спрос на чтение журналов.

Таблица 5. Топ-20 ежемесячных журналов по аудитории одного номера (AIR, Россия)

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

Источник: TNS, NRS-Россия (16+) Май – Октябрь 2015 г. Стр.65

Однако новых журналов с каждым годом появляется все меньше. Более того, в 2015 году на российском рынке не было отмечено появление ни одного нового значимого журнала.

Из интересных начинаний можно отметить эксперимент компании «Спорт-ДВ», оснастившей журнал «Спортивный Хабаровск» системой дополнительной реальности. ИД «Логос» перезапустил пять журналов о хобби, строительстве, архитектуре и дизайн («Дом», «Сам», «Сам себе мастер», «Делаем сами» и «Советы профессионалов»), купленных им в начале 2015 года. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» завершило ребрендинг исторического журнала «Родина» – его содержание было переориентировано на массового читателя, обновлены макет, обложка и логотип, разработано мобильное приложение, доступное для устройств с операционными системами iOS и Android.

Самым массовым отечественным журналом не первый год остается «Антенна-Телесемь». Издание печатается в 70 городах России и в 4-х странах СНГ разовым тиражом 3 239 400 экзепляров. Следом идут телегиды «Телепрограмма», «7 Дней» и «Теленеделя».

Ежемесячные Cosmopolitan, Psychologies и Maxim выходят тиражами 768,0, 153,3 и 151,6 тыс. экземпляров соответственно (данные Бюро тиражного аудита). Но первую строчку в Топ-20 ежемесячных журналов России по аудитории одного номера занимает журнал «За рулем», один из старейших журналов России. На второй позиции находится Cosmopolitan, а на третьей – «Вокруг света». На четвертом месте оказался познавательный журнал «Караван историй».

В Топ-20 журналов Москвы по аудитории одного номера первые три позиции распределили между собой журналы «Караван историй», «Вокруг света» и «За рулем», а на пятом месте познавательный журнал «Коллекция Караван историй». Лицензионные журналы Cosmopolitan и National Geographic Россия оказались на 4-й и 6-й позиции соответственно. Однако общая тенденция такова, что реализуемые тиражи и аудитория неуклонно снижаются почти у всех российских журналов, даже у изданий-лидеров.

Так, несмотря на успешно проведенный Год литературы в России, не смогли переломить тенденцию увядания все именитые российские литературно-художественные журналы. Такие как «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Звезда», «Нева», «Наш современник», «Юность», «Октябрь», «Роман-газета» и другие. В таком же положении находятся и известные литературные газеты страны – «Литературная газета» и «Литературная Россия».

Таблица 6. Топ-20 ежемесячных журналов по аудитории одного номера (AIR, Москва)

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

Источник: TNS, NRS-Москва (16+) Май – Октябрь 2015 г.стр.67

Минкультуры России сократило финансирование журналов «Театр», «Современная драматургия», «Страстной бульвар, 10», «Иные берега», «Театр чудес», «Театральная жизнь», «Вопросы театра», «Петербургский театральный журнал», «Сцена», «Балет» (вместе с детским журналом «Антре»), «Театральные новые известия. Театрал», «Театр. Живопись. Кино. Музыка», а также газет «Дом актера», «Экран и сцена». Многие из них явно не выживут.

С 2016 года перестал существовать в привычном виде и журнал «Афиша» (печатная версия должна была выходить раз в квартал, но с декабря 2015 г. по настоящее время не было выпущено ни одного номера. PR-директор «Афиши» Анастасия Швецова ответила AdIndex, что вопросы, связанные с выходом журнала, не комментирует – прим.ред.). Основная нагрузка легла на интернет-проекты издания, точнее на главный из них – «Афиша Daily», запущенный вместо прежних трех онлайн-проектов «Афиши» – «Город», «Воздух» и «Волна». Редакция старого журнала «Афиша» уволена почти в полном составе.

В декабре 2015 года закрылся культовый журнал «PROспорт», запущенный в 2003 году по инициативе не менее культового российского издателя голландского происхождения Дерка Сауэра. Из-за финансовых проблем и смены учредителя в июле 2015 года приостановил выпуск печатной версии ежемесячный исторический журнал «Дилетант», имевший до этого тираж 50 тыс. экзепляров и неплохую аудиторию. В непростом экономическом положении находится знаковый российский журнал «Эксперт», как и другие проекты одноименного издательского дома. Еженедельный журнал «Русский репортер», например, с середины прошлого года выходит в свет раз в две недели.

В ноябре 2015 года сменил издателя журнал «Журналист». Тогда же было объявлено о предстоящем закрытии журналов GEO, «Gala Биография» и «Geoленок» (в апреле 2016 г. было объявлено о возобновлении выпуска журналов под брендом GEO – прим.ред.), а ИД «Бурда» принял решение закрыть журнал «Новый дом» и сконцентрироваться на развитии других своих интерьерных брендов. И это далеко не полный перечень журнальных потерь 2015 года.

Таблица 7. Лучшие издатели на рынке подписки

Российский рынок журналов: состояние и перспективы

Источники: ФГУП «Почта России», АРПП стр.68

Самыми востребованные журналы в России сегодня – недорогие издания, отпечатанные большими тиражами преимущественно на газетной бумаге и ориентированные на самые разные читательские ниши – от серьезного освещения проблем истории и политики до дачных тем и шарлатанства. Среди них много детских журналов, раскрасок, кроссвордов, отраслевых, бортовых, автомобильных изданий. Журналов о здоровье, кулинарии, о хобби – охоте, рыбалке, туризме, путешествиях, коллекционных изданий (партворков). Заполнена ниша спортивных изданий, а в еще большей степени изданий о фитнесе и культуризме. Устойчивый спрос на издания об обустройстве дома, прическах, свадьбах, вязании, поделках, на религиозные журналы. Именно такие категории, а не элитный глянец, в основном покупают и читают россияне.

Эта тенденция будет сохраняться на рынке не один год, о чем свидетельствуют и результаты подписной компании на 1-е полугодие 2016 года. По мнению экспертов, нынешнее состояние журнальной отрасли России, как и индустрии печати в целом, надо оценивать как кризис.

Новости за 01.08.16

Всего публикаций - 14


Российский рынок журналов: состояние и перспективы
в докладе Роспечати



Volkswagen Коммерческие автомобили. Сделаны с любовью
Один из московских домов по адресу Валовая улица, 33 украсило граффити под названием «Любит весь мир»



«Яндекс» займется рекламными видеороликами
До этого российская компания занималась только текстовыми рекламными объявлениями



PR Partner обновил корпоративный стиль
PR-агентство PR Partner накануне десятилетнего юбилея обновило логотип и фирменный стиль



Школа Би-НОМ: Концепция непрерывного обучения
В рамках школы «Би-НОМ» были проведены мастер-классы для студентов выпускных курсов ИМЭБ РУДН, проходящих стажировку в агентстве «Нью-Тон»



Коммуникационная Группа iMARS оказала PR-поддержку II-му Международному фестивалю фейерверков «Ростех»
который прошел в Москве 23-24 июля и собрал беспрецедентное количество гостей - более 500 000 за уикенд



Павел Гусев получил «Серебряное перо»
14 июля главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев был удостоен специального приза «Серебряное перо» в рамках премии имени Петера Бёниша



Проект «Пресса в образовании»: новые горизонты
28 июля, в медиацентре редакции газеты «Вечерняя Москва» состоялось рабочее совещание по вопросам развития проекта «Пресса в образовании»



Соцсеть «Бессмертного полка» собирает Панфиловскую дивизию
Потомки героев-панфиловцев смогут найти друг друга в интернете и пообщаться



Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых медиаресурсов отраслей ИТ и Телеком
за II квартал 2016 год



Саратов – новый город вещания «Такси FM»
К региональной сети вещания «Такси FM» присоединился город-миллионник – Саратов



Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых СМИ
за июнь 2016 года



«Орион» начал вещание телеканала ТНТ MUSIC
нового совместного проекта холдинга «Газпром-Медиа» и компании «Солярис Промо Продакшн»



Новый Crafter – новые стандарты в классе: практичный, экономичный, инновационный
Новинка оснащается усовершенствованными дизельными двигателями для коммерческих автомобилей



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.