MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
понедельник,  13 июля

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


31.05.19

Проблемы научных журналов России и перспективы их развития

В стране в настоящее время выпускается около трех тысяч научных журналов.

Широкая медийная общественность России плохо представляет проблемы такого важного сегмента рынка прессы, каким являются научные журналы. Думаю, что не только коллеги в нашей отрасли, но и общественно-политические круги не знакомы с этой проблематикой, с трудностями, с которыми сталкиваются данная категория изданий. На эту тему качественные и глубокие материалы регулярно публикует Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций, но особого внимания, а тем более общественно-отраслевых дискуссий они не вызывают.

Научных и научно-популярных журналов в стране немало, однако большинство из них не обладает необходимой эффективностью и авторитетом. Об этом, в частности, указывается в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, опубликованном на сайте ведомства. Впервые эта тема прозвучала в ежегодном докладе Роспечати о развитии рынка печатных СМИ за 2014 год. Тогда отмечалось, что, в отличие от России, в других странах с развитой наукой эти издания составляют очень важный и ресурсоёмкий сегмент журнального рынка, причём сегмент постоянно обновляющийся и развивающийся. К сожалению, принципиально с тех пор ситуация в нашей стране не изменилась. В точках розничных продаж прессы научные журналы практически отсутствуют, а подписка на них крайне незначительна.

В России в настоящее время выпускается около трех тысяч научных журналов.

Совершенно понятно, что авторитетный журнал, качественный по контенту и индексируемый в международных базах данных, является эффективным инструментом продвижения отечественных учёных, их идей и разработок. Основными поставщиками научной статей в Web of Science традиционно считались Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, но в 2006-2015 годах самый большой рост числа научных публикаций обеспечила вузовская наука Ростова-на-Дону, Красноярска, Пущино, Уфы, Троицка и Владивостока, подчеркивается в докладе Роспечати за 2017 год.

По данным Минобрнауки России, ежегодно в совместных российских публикациях участвуют 150–160 тыс. авторов. Количество уникальных авторов составляет порядка 60 тыс. человек, а среднее число соавторов в одной статье - 5,5. Много это или мало, сказать трудно, ясно лишь, что авторитет отечественных научных журналов и в стране, и в мире сегодня низок. Как следствие, немалое количество российских учёных стремятся опубликовать свои работы в зарубежных научных изданиях, делающих на этом неплохой бизнес.

Сегодня потребность рынка труда в инженерах и работниках научной сферы очень велика. Не первый год в обществе идёт дискуссия о развитии профориентационной работы в школе, проведении практики для молодёжи в лабораториях и на заводах, мерах по популяризации научно-технических специальностей. Для этого нужна «питательная среда» и такие СМИ, которые бы с детства увлекали людей достижениями науки и техники. Проблема актуальна, многогранна и требует новых подходов в решении, в том числе за счёт расширения линейки научно-популярных журналов для детей и юношества. Одним из новых изданий данного типа, является появившийся в 2014 году в России журнал «Кот Шрёдингера», который, несмотря на кризис, неожиданно быстро привлек внимание целевой аудитории, среди которой оказалось много подростков, обычно не читающих печатную прессу.

Надо признать, что в 2017-2018 годах в целом выросло число научных публикаций. Выросло и число публикаций российских авторов в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus. Этому во многом способствовала реализация Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», во исполнение которого объём финансирования проектов, связанных с информационным обеспечением науки, резко увеличился.

Сами научные журналы тоже включаются в мировые индексы – общее количество статей, напечатанных в российских научных журналах и вошедших в эти индексы, за прошедший год превысило 3400 наименований, отмечается в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Хотя доля России в общем количестве научных статей в мире остаётся небольшой, показатели их цитирования очень высокие. По главным научным направлениям они достигают 30%. При этом не решены многие проблемы, связанные с некорректными заимствованиями, плагиатом и прочими нарушениями издательской этики, дискредитирующими само понятие «научный журнал». Причины лежат на поверхности: массовый доступ к научным текстам, лёгкость процедуры копирования и важность публикационной активности для карьеры учёного.

По статистике, 67,4% статей из научных журналов отзывается по этическим соображениям – в 9,8% случаев это плагиат, в 14,2% – дублирование своих прежних публикаций (самоплагиат), отмечалось на Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня-2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций».

К теме научных журналов вплотную примыкает тема научно-популярных изданий. Современный мир давно высокоспециализирован, поэтому страны, ориентирующиеся на высокотехнологичное производство, поддерживают научно-популярные издания на государственном уровне, инвестируя тем самым в инженерное и научное образование молодежи, без чего любой прогресс невозможен. В особенности этим отличается Франция, производящая в Евросоюзе самолеты, авиационные двигатели, ядерные реакторы, ракеты и сверхскоростные поезда. Государственная поддержка научно-популярных журналов существует также в Японии, Малайзии, ЮАР, Мексике, Китае и целом ряде других стран.

В современной России попытки сделать научно-популярные издания высокоприбыльными успехом не увенчались, поскольку для привлечения хорошей рекламы нужен не просто журнал, а глянцевый журнал. В нашей стране, к примеру, серьёзную рекламу класса «люкс» в 2017 году удалось привлечь лишь журналу «Популярная механика», в основном потому, что по лицензии корпорации «Hearst» его издаёт ИД «Independent Media», давно набивший руку на продвижении глянцевой периодики. Но это скорее исключение.

Научно-популярные журналы, созданные в советское время, при небольшой государственной поддержке живут более чем скромно. Журналистика данного профиля давно «переселилась» в интернет, где время от времени появляются весьма интересные проекты. Но в целом всё это проблему не решает.

Состояние научных и научно-популярных журналов является очень непростым. Усилия, предпринимаемые по их поддержке Минобрнауки, эффективного результата не дают, так как нужны меры государственного масштаба и выделение серьезных средств на их развитие. Кроме того, нужны и новые рыночные инструменты по продвижению и распространению научных и научно-популярных журналов в России и за рубежом, повышению их авторитета и выходу на русскоязычное население в других странах. Очень необходима открытая общественная дискуссия о судьбе отечественных научных изданий, их настоящем и будущем. Было бы принципиально важным разработать общегосударственную программу развития научных и научно-популярных изданий и мобилизовать в этих целях государственные и частные ресурсы.

Оськин А.В., вице-президент по распространению печатной продукции СППИ ГИПП, Distpress.ru

Новости за 31.05.19

Всего публикаций - 28




Акционеры не смогли сместить Цукерберга
с поста главы совета директоров Facebook



Госдума одобрила штрафы за распространение зарубежных СМИ без разрешения
Разрешение на распространение иностранного СМИ должен выдавать Роскомнадзор



Путин назвал будущих монополистов искусственного интеллекта властелинами мира
«Борьба за технологическое лидерство в сфере искусственного интеллекта стала полем глобальной конкуренции»



Wildberries заподозрил «Яндекс» в недобросовестной конкуренции
при попытке получить трафик интернет-магазина за счёт изменения адреса главного зеркала сайта



Mail.ru Group представила новый игровой бренд,
объединивший под собой все игровые проекты компании в России и за рубежом



Leo Burnett Moscow и «Мир» открыли все двери Питера
Создана рекламная кампания к запуску «Единой карты петербуржца» — карты, которая открывает перед жителями города все двери



Больше значит лучше:
«Билайн» собрал всю семью Александра Реввы в новой кампании «С семьей в два раза дешевле»



Долг экс-владельца российского Forbes превысил 600 млн руб.
Ранее Федотов А.Ф. сообщал о намерении обратиться в суд с иском о признании себя банкротом в связи с невозможностью выплаты долга



Суд признал банкротом экс-владельца российского Forbes
Арбитражный суд Москвы постановил признать банкротом бизнесмена Александра Федотова



Проблемы научных журналов России и перспективы их развития
В стране в настоящее время выпускается около трех тысяч научных журналов.

Хорошие новости на рынке прессы есть, но их мало




ВТБ уточнил заявление о возможной продаже «Медиалогии»
В банке подчеркнули, что «стандартный срок для продажи подобных активов в группе ВТБ составляет от 3 до 5 лет»



Прокат отечественного кино
обеспечил «Газпром-медиа» рост нерекламных доходов на 27%



Новости городов вещания Love Radio
Красноярск, Южно-Сахалинск и Брянск



Лето по-новому: «Новое Радио» рекомендует лучшие фестивали
К началу летнего сезона радиостанция подготовила список событий, обязательных к посещению



Финал всероссийского конкурса красоты «Мисс Русское Радио 2019»
Самые эффектные девушки страны вновь сразятся за корону «Русского Радио» и главный приз – 1 миллион рублей



Телеканал «МИР» завоевал награду «МедиаБренд»
В номинации «Лучший проморолик развлекательной программы» работа телеканала заняла второе место



Наблюдательный совет начал
утверждение результатов итоговых данных участников рейтинга TOP-COMM 2019



«Ред Медиа» — призер конкурса «МедиаБренд»
Работы компании получили шесть наград престижного конкурса в сфере телевизионного промоушена и дизайна



«Ты супер! До и после…». Жизнь героев проекта вне сцены
2 июня на телеканале НТВ состоится премьера документального фильма о суперсезоне международного вокального шоу



Специалисты Krutoy Media примут участие в Silver Mercury 2019 -
одном из крупнейших фестивалей рекламы и маркетинговых коммуникаций в России



Телеканал НТВ завоевал 14 наград конкурса «МедиаБренд»
В копилке телеканала НТВ четыре золотых, пять серебряных и пять бронзовых наград в 11 номинациях



Премьера на НТВ! Остросюжетный детектив «Немедленное реагирование»
Производство: «Киностудия КИТ»



ТНТ4 обошёл Netflix в голливудском конкурсе кинонаград
Телеканал выиграл премию Golden Trailer Awards



Заканчивается прием заявок на участие в ежегодной национальной премии в «Медиа-Менеджер России-2019»
Подать заявку в одну из 10 номинаций можно до 31 мая 2019 года

 
12


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.