MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
четверг,  12 декабря

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


03.06.19

Сомнительные схемы в публикации научных статей

Научные публикации имеют большое значение не только для развития научной мысли, но и для самих ученых, для которых это является важнейшим инструментом как для предания гласности результатов своих исследований, так и для получения признания и авторитета в стране и в мире. Однако у этой, казалось бы, простой задачи есть серьезные трудности и проблемы. И связаны они прежде всего с плохо функционирующей системой жизнедеятельности научной периодики, её продвижения и распространения в России и за рубежом.

В России имеется около трёх тысяч научных журналов и около ста научно-популярных. Большинство из них чувствуют себя не очень хорошо, имеют низкие тиражи, плохую подписку и малую известность за рубежом. Многие российские ученые не спешат публиковаться в отечественных изданиях, а направляют свои статьи за рубеж. И часто платят за это большие суммы в иностранной валюте, хотя публикации в отечественных СМИ таких затрат не требуют.

Не так давно «Российская газета» опубликовала статью «Тиражи тщеславия». Как написало это издание, обычно история с публикацией начинается с учтивого письма потенциальному автору, которое малоизвестный в научных кругах исследователь вдруг находит в своей электронной почте: «Мы представляем международный издательский дом... В ходе исследования мы столкнулись с упоминанием вашей научной работы на тему... Мы являемся международным издательством, чья цель – сделать академические исследования доступными широкой аудитории, и очень заинтересованы в издании вашей работы в форме монографии... Наши услуги для автора бесплатны...». И многие серьезные люди принимают эти предложение за чистую монету.

Между тем, ларчик открывается просто. Автор посылает издателю готовый, сделанный по шаблону макет, который остается лишь напечатать, упаковать в мягкую обложку и продать желающим. На сайте издательства «LAP Lambert Academic Publishing» имеется каталог, в котором перечислено порядка 40 тысяч книг по самым разным отраслям знаний.

Примерно треть из них — на русском языке. Готовые фолианты можно купить за 70 евро по системе «печать по требованию» и, оплатив почтовые расходы, получить их. Покупателями, как правило, выступают сами исследователи, которым нужен авторский экземпляр и ещё пять-семь «подарочных» экземпляров. Они же обеспечивают и другую статью дохода издательства – за исправление ошибок, от которых не застрахован никто. Платят за это отдельно и немало, тем более что сроки сдачи текста жесткие. В итоге автор тешит свое самолюбие «всего» за 500 евро при одной ошибке и покупке пяти экземпляров, что примерно на 470 евро дороже реальной цены услуги.

Примерно такая же схема действует и в случае с публикациями в фальшивых научных журналах, которых развелось немало. Правда, попав в такой журнал, автор далее может ссылаться на «официально опубликованную» научную работу и получать бенефиты «за публикацию статей в научной прессе». А если эти статьи ещё и ссылаются друг на друга в разных изданиях, то автор может заработать неплохой индекс цитирования. Тогда он становится «авторитетным учёным», получая право читать доклады на конференциях и выступать экспертом в СМИ.

Вся эта схема достаточно широко известна. Она критически описана в документах Роспечати, в частности, в ежегодных докладах этого ведомства о состоянии рынка прессы.

Есть и другие проблемы в организации научных публикаций. Так, научные журналы нижнего уровня вроде «Advances in Pure Mathematics» принимают низкопробные или полностью фальшивые статьи для публикации по простой причине – это их бизнес. Поэтому они всегда требуют оплаты взноса для «обработки» статьи перед печатью в сумме от $500 и выше. Но это дёшево, так как настоящие журналы берут за то же $1000 - $5000, причём многие из них за публикацию только в онлайне. Однако немалому числу авторов по разным причинам надо опубликоваться быстро, поэтому бизнес работает успешно.

И это только одна из проблем научного издательства. Ещё более серьёзной проблемой является свободный доступ российских учёных к научной информации. Так, научные издательства «Elsevier», «Taylor & Francis», «Springer и Wiley» продают подписку на свои научные издания по цене от $2000 до $35 000 за один журнал, а со скидкой могут предложить купить весь комплект научной периодики, но стоимостью в миллионы долларов (см. отраслевой доклад Роспечати 2017 г.)

Важной проблемой является и достоверность публикаций в научных изданиях. По статистике, 67,4% статей из научных журналов отзывается по этическим соображениям – в 9,8% случаев это плагиат, в 14,2% – дублирование своих прежних публикаций (самоплагиат). Это отмечалось на Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня-2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций».

Кроме того, научный пиратский сервис «Sci-Hub», кажется, уже празднует «полную победу» над всеми мировыми научными издательствами, поскольку с его помощью можно скачать 99,7% закрытых платных научных статей и прочих публикаций, сообщило агентство «РИА-Новости» со ссылкой на статью в журнале «PeerJ».

В мире составлен гигантский каталог научных статей, опубликованных в журналах и выложенных в глобальную сеть. Он насчитывает порядка 81 миллиона научных публикаций, как современных, так и датируемых ещё XVIII веком. Но 69% статей из этого каталога уже имеются в библиотеке «Sci-Hub», ещё 31% статей сайт может легко скачать с электронных порталов издательств, используя автоматизированную систему несанкционированного доступа.

Таким образом, публикации российских авторов в научных журналах и на солидных интернет-ресурсах – это серьезная проблема сегодняшнего дня. Факты свидетельствуют, что в подотрасли научных изданий потенциально есть большие финансовые возможности, которые, к сожалению, пока не доступны большинству российских научных журналов. Поэтому так важно привлечь общественное внимание и внимание государственных органов к этой ситуации и к необходимости её изменения к лучшему.

Данная новость также опубликована на: ЭХО Москвы

Оськин А.В., вице-президент по распространению печатной продукции СППИ ГИПП, Distpress.ru

Новости за 03.06.19

Всего публикаций - 13




«Ингосстрах» – спонсор и официальный страховщик Wake Weekend Tour -
крупнейшего спортивного фестиваля в области вейкбординга и вейксерфинга



В России в восьмой раз пройдет акция «Открытые пивоварни»
Все совершеннолетние ценители пива смогут бесплатно посетить 25 заводов в 23 городах страны



ZOOlandia в Зоопарке
Компания «Дочки-Сыночки» совместно с Объединением многодетных семей Москвы в День защиты детей организовала творческие мастерские



Журнал GQ объявил о старте голосования
за претендентов на звание «GQ Человек года 2019»

Сомнительные схемы в публикации научных статей




Телеканал НТВ приступил к съёмкам остросюжетного боевика «Заповедный спецназ»
Производство: АМЕДИА Продакшн, режиссёр-постановщик: Алексей Быстрицкий



«МУЛЬТ» отмечает юбилей
1 июня исполняется пять лет российскому детскому телеканалу «МУЛЬТ», созданному компанией «Цифровое Телевидение»



Радио Monte Carlo теперь в Оренбурге
На очереди запуск Monte Carlo в Самаре, Саранске и Армавире



Телеканал «Санкт-Петербург» стал лауреатом престижного конкурса «МедиаБренд»
Телеканал выиграл серебро в номинации «Лучший социальный ролик»



Победители стипендиальной программы по системной биологии ФМИ и Сколковского института науки и технологий
рассказали о своих проектах



Росбанк сохранит нулевую комиссию за переводы через систему быстрых платежей
до 1 сентября 2019 года



В день защиты детей компания «Мобайл Трейд» объявляет
о старте продаж детских умных часов GEOZON LTE



Решение от QIWI и guru.taxi поможет развитию рынка такси
Компании запустили новый сервис на рынке такси


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.