05.05.22
Жан Просянов: «Наши соотечественники тоже вложили свой вклад в развитие китайского кинематографа» |
 |
|
Главный редактор портала «Кино-театр.ру» рассказал о прошлом, настоящем и будущем китайского кинематографа на телеканале «Продвижение»
В эксклюзивном интервью для «Проекта 123/19» на телеканале «Продвижение» главный редактор портала «Кино-театр.ру» Жан Просянов рассказал о прошлом, настоящем и будущем китайского кинематографа.
«История китайского кинематографа насчитывает больше ста лет. Если отсчитывать от первого показа, то он состоялся в Шанхае в 1896 году, то есть всего через год после легендарного показа в Париже в Гранд-кафе на бульваре Капуцинок. Китай в этом смысле находился в авангарде и на долгое время Шанхай стал кинематографической столицей. Первая китайская прокатная кинокомпания называлась "Asia Film" и её основателем был американский еврей русского происхождения Бенджамин Бродский. Получается то, что наши соотечественники тоже вложили свой вклад в развитие китайского кинематографа. Первым фильмом, снятым на территории Китая, была театральная постановка «Битва при Дюдяншване». Глобальная проблема заключается в том, что большинство фильмов раннего периода не дошли до нас. От того фильма, который я упомянул, остались только несколько фотографий в каких-то бухгалтерских книгах. Здесь, к сожалению, ситуация не уникальная, так происходит во всём мире, потому что до начала 20-х считалось, что фильм — это не то, что нужно хранить и соответственно кинокартину показывали в столичном кинотеатре, потом катали по деревням и в конце переплавляли, например, в каблуки для женских туфель» – рассказал Жан Просянов.
«Новый этап развития китайского кинематографа начинается после образования Китайской Народной Республики. Кино становится оружием пропаганды, работает в интересах государства и в этом плане Китай идёт по стопам СССР. По факту, первая пятилетка китайского кино — это калька с советского кино. В те годы выходят фильмы с тематикой успеха революции, пропаганды коммунизма, проблем рабочего класса и т.д. В этот момент закладывается ключевое кинематографическое учреждение Китая – Пекинская киношкола, откуда в последствие выйдут все знаковые китайские кинематографисты. Дальше, в Китае случается культурная революция и естественно кинематографисты, как представители интеллигенции и образованного класса, к сожалению, попадают под цензуру и репрессии. Кино, в какой-то момент, теряет свою ценность как вид искусства, потому что оно начинает носить только прагматические задачи: объясняет, как собирать урожай, бороться с воробьями и т.д. Тот этап, который я считаю ключевым для развития китайского кино − это появление так называемого, пятого поколения китайских режиссёров, которые были первым выпуском учеников Пекинской киноакадемии после культурной революции. Среди этих людей есть всем известные имена: Чжан Имоу и Цзя Чжанкэ. В этот момент начинается эпоха реформ открытости Дэн Сяопина, и каким-то образом, с одной стороны возвращается возможность говорить в кино с развлекательным характером и с другой, поднимаются действительно важные темы» – отметил Жан Просянов в эксклюзивном интервью для «Проекта 123/19» на телеканале «Продвижение».
«Дальше идёт большое разделение – есть государственный кинематограф, который снимается на отдельных киностудиях. Эти киностудии снимают фильмы, задача которых усиление власти коммунистической партии и подтверждение партийных идеалов. При этом развивается и массовый кинематограф. Здесь нужно сказать про Стивена Чоу – главного комедиографа Китая на сегодняшний день. Он известен таким фильмом, как «Из Вегаса в Макао», но главный его хит, который в 2015-ом году стал самым кассовым китайским фильмом, это «Русалка». На сегодняшний день самым кассовым китайским фильмом в истории является «Время волка 2». Помимо того, что он собрал громадные 860 миллионов долларов – это второе место среди всех фильмов, собранных на одной территории, что невозможно представить, но тем самым показал ещё изменение Китая в то, что, если раньше он мыслил себя как региональную державу и свою культуру транслировал вокруг себя самого. Этот фильм – заявление, что Китай готов брать на себя роль глобального лидера» – заявил Жан Просянов.
Материал предоставлен пресс-службой телеканала «Продвижение».
|