29.06.22
Госдума приняла закон о контроле за деятельностью иноагентов |
 |
|
Нарушение законодательства РФ об иноагентах повлечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность
МОСКВА, 29 июня. /ТАСС./. Госдума на заседании в среду приняла в третьем, заключительном чтении проект федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Документ обобщает действующие нормы законодательства РФ об иноагентах и вводит ряд новых положений.
Устанавливается, что иностранным агентом считается лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и осуществляет политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы.
Документ предусматривает, что иноагентами могут быть признаны российские или иностранные юридические лица, общественные объединения, действующие без образования юридического лица, иностранные структуры без образования юридического лица, а также физические лица независимо от наличия или отсутствия у них гражданства. При этом органы публичной власти РФ, политические партии, госкорпорации и религиозные объединения не могут быть признаны иноагентами. Также иноагентами не могут быть признаны объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Закон уточняет перечень иностранных источников. К ним относятся иностранные государства и их органы публичной власти, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные источники без образования юридического лица. Граждане и юридические лица РФ, которые получают денежные средства от таких лиц и их уполномоченных или выступают посредниками при получении материальной помощи, также могут считаться иностранными источниками.
Документ вступит в силу с 1 декабря этого года.
Реестры иноагентов и аффилированных лиц
Закон предусматривает создание единого реестра иноагентов (вместо существующих четырех), в котором будут содержаться сведения об иноагентах, а также будет указана информация об основаниях приобретения такого статуса.
Также законом предусматривается создание реестра физических лиц, аффилированных с иноагентами. Аффилированным признается физическое лицо, входящее в состав органов юридического лица или общественного объединения, признанных иноагентами, а также являющееся их учредителем, членом, участником, руководителем. Также аффилированным с иностранным агентом может быть признано физическое лицо, осуществляющее политическую деятельность и получающее денежные средства и (или) иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На аффилированных с иностранными агентами лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов.
Вместе с тем документ определяет порядок исключения лиц из реестра иноагентов и прописывает основания для принятия такого решения. Так, лица, признанные иностранными агентами, могут быть исключены из реестра, если в течение года до подачи соответствующего заявления не получали материальную или иную помощь от иностранных источников.
Факт отсутствия помощи из-за рубежа установит Минюст в ходе внеплановой проверки. Основанием для исключения из реестра иноагентов также может стать решение Минюста, принятое в ходе проверки, о том, что иностранный агент в течение трех месяцев после попадания в реестр отказался от получения денежных средств и иной помощи от иностранных источников. Уточняется также, что основаниями для исключения иноагента из реестра могут быть прекращение деятельности общественного объединения или иностранной структуры без образования юридического лица, ликвидация юридического лица, смерть гражданина, признанного иноагентом.
Ограничения и запреты
Минюст РФ сможет направить запрос Роскомнадзору об ограничении доступа к сайту иностранного агента при нарушении им законодательства об иноагентах. Порядок взаимодействия Роскомнадзора с иностранными агентами и порядок ограничения и возобновления доступа к соответствующему информационному ресурсу, согласно документу, устанавливаются правительством РФ.
Кроме того, закон запрещает иноагентам вести преподавательскую, просветительскую и воспитательную работу с несовершеннолетними в РФ, а также производить информационную продукцию для детей и подростков. При организации или проведении публичных мероприятий будет запрещено перечисление или получение денежных средств, а также передача или получение иного имущества от иностранных агентов. Как отметил ТАСС один из авторов законопроекта, глава думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев, иноагенты также не смогут получать государственную финансовую поддержку и гранты, в том числе от Фонда президентских грантов.
Иноагентам запрещается быть инвесторами стратегических предприятий, которые важны для обороны и безопасности страны. По словам Пискарева, речь идет о компаниях, производящих вооружения и военную технику, работающих в сфере авиации и космонавтики, а также в области разведки и добычи полезных ископаемых. Иноагент не будет вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной, а также общественной экологической экспертизы. Кроме того, иностранному агенту будет запрещено "осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры".
Нарушение законодательства РФ об иноагентах повлечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.
Как отметила один из авторов проекта, член комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Мария Бутина, иноагенты смогут не использовать маркировку с указанием своего статуса в публикациях, не связанных с деятельностью в качестве иностранного агента.
|