MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
пятница,  19 июля

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


26.12.18

«Бумага» всё стерпит?

Союз журналистов Москвы обсудит эти проблемы на своём съезде

Союз журналистов Москвы обсудит эти проблемы на своём съезде. «Наша Версия» также решила разобраться, только ли российские СМИ из-за такого отношения государства оказываются на грани выживания, когда приходится сокращать редакционный штат, урезать зарплаты и гонорары, отказываться от услуг дизайнеров, сокращать общение с читателем. И решать, что делать с подпиской.

А если редакция затрагивает социально значимые темы, пишет о проблемах государственной важности, более того, после публикации подобных материалов ситуация в корне меняется, – то почему тогда такое издание должно оставаться один на один с вдруг возникшими проблемами?

У многих негламурных журналистов и хлеб бывает очень горьким, и сон коротким. Зачем же резать по живому?

Как только дело касается введения непопулярных мер, наши власти любят кивнуть на «дикий» Запад: у них, мол, так уже давно. А что там со СМИ и с журналистами, например, в европейских странах, решили выяснить в этой связи мы. Может, стоит нам поучиться у французов, шведов и финнов, как государство может поддерживать СМИ и журналистов?

«Сантимщики» задают тон

Французов за глаза часто называют «сантимщиками» за их природную скупость, или, если выразиться деликатнее, бережливость. Но официальный Париж в отношении к СМИ и журналистам давно заслужил добрые слова: во Франции прижилась система как прямого, так и косвенного субсидирования всей прессы. Но основные субсидии в первую очередь предоставляются газетам и журналам, которые ориентируются на массовую аудиторию.

Система государственных субсидий во Франции – одна из самых старых. Она была создана сразу после окончания Второй мировой войны.

Вот некоторые интересные цифры за прошлый год. Общая сумма прямого субсидирования СМИ составила более 260 млн евро против 256 млн евро в 2016 году. Эти субсидии в 2017 году распределялись так: печатной прессе – более 127 млн евро, в том числе доставка газет и журналов на дом – более 52 млн евро; поддержка региональных изданий с малым процентом рекламы – более 16 млн евро, а также затраты на модернизацию – более 58 млн евро. Отдельной строкой в этих тратах прописана финансовая поддержка национального агентства – Agence France-Presse (AFP) – более 132 млн евро. Из них на подписку ушло почти 22 млн евро. А на компенсации за темы служения общественным интересам было выделено более 110 млн евро.

Для газет предоставляют льготные почтовые тарифы. Для снижения тарифов La Poste (аналог Почты России) выделяет специальные средства. Стандартная ставка НДС во Франции составляет 20%, но газеты облагаются по пониженной ставке в 2,1%. Это распространяется на розничные продажи и подписку. Реклама также облагается по стандартной ставке. Раньше этот режим распространялся только на печатные издания, но с 2014 года Франция стала применять ставку НДС в 2,1% и к цифровым изданиям, к неудовольствию ЕС.

В 2009 году было принято постановление, обеспечивающее доступ к бесплатной подписке для молодёжи, причём на любое, даже самое дорогое издание! И ещё важным шагом для сохранения системы продаж стало разрешение для киосков печати заниматься не только выдачей заказов онлайн-магазинов, но и торговать сувенирами и табачными изделиями. Правительство и президент Франции постоянно поддерживают распространение французских печатных СМИ путём проведения рекламных кампаний через правительственные каналы. И ещё около 450 млн евро в год поступают из бюджета страны самим изданиям. Такие «зубры» французских СМИ, как Le Monde, Le Parisien, Le Figaro, Liberation, получают на свои нужды от 15 до 18 млн евро в год. Головокружительные цифры! Вот тебе и «сантимщики».

На родине Карлсона

Не отстаёт от Франции и Швеция. В этой стране разработана одна из наиболее совершенных моделей государственной поддержки прессы. Необходимость введения протекционистских мер по отношению к СМИ возникла из-за резкого сокращения количества ежедневных газет, случившегося несколько лет назад. Специальные парламентские комиссии пришли к выводу, что закрытие газет ограничивает возможности прессы выполнять свои демократические функции. Вот тогда были приняты законы, которые препятствовали концентрации собственности в сфере СМИ, стимулировали учреждение новых изданий и определяли условия предоставления субсидий. Результат не заставил себя ждать. Если с 1945 по 1968 год в Швеции закрылось 77 ежедневных газет, то с начала учреждения государственной поддержки о своём закрытии объявило лишь одно печатное издание.

Кстати, сегодня в Швеции издаётся более 140 ежедневных газет. Прямые субсидии «вторым» газетам, то есть изданиям, которые имеют второй по величине тираж, впервые были выплачены в 1971 году. Эти выплаты стали возможны после введения специального налога на рекламу. Но газеты, которым предоставляются прямые дотации, должны выдерживать ряд условий: направлять дотации на создание редакционных материалов, включать информацию общего содержания и выходить на шведском языке. И получать дотации могут только те газеты, которые выходят хотя бы один раз в неделю.

Стандартная ставка НДС в Швеции составляет 25%. Печатные газеты облагаются НДС по ставке 6%, а цифровые издания – по стандартной ставке. И Национальная газетная ассоциация Швеции призывает шведское правительство поддержать предложение Европейской комиссии по пересмотру директивы по НДС, чтобы государства – члены ЕС могли применять льготные (или нулевые) ставки НДС не только к печатным версиям газет, но и к цифровым. Это касается прямых субсидий. Правительственная комиссия предлагает увеличить объём предоставляемых прессе субсидий и существенно расширить количество изданий, которые претендуют на эти субсидии.

«Горячие» финские СМИ

Интересен и опыт Суоми. В Финляндии существует система прямого правительственного субсидирования для газет на шведском языке и языках других меньшинств, к примеру саамском или цыганском, а также новостных служб на шведском языке. Объём субсидий, предоставленных в 2017 году, составил более 500 тыс. евро.

Специальная помощь также предоставляется за медиа-инновации, но только новостным медиа. Это инициатива министерства транспорта и коммуникаций Финляндии. Распределением субсидий занимается Финское агентство финансирования технологий и инноваций (Tekes). На реализацию этой программы за последние два года было выделено более 20 млн евро.

Ставка НДС для подписки на газеты составляет 10% (до 2012 была 0%, в 2012 году – 9%, а с 2013 года – 10%). Розничные продажи периодики и цифровые издания облагаются по стандартной ставке НДС в 24%.

И ещё существует программа помощи как государственным, так и коммерческим изданиям. Государственная поддержка подписки на все газеты направляется тоже в форме субсидий. Она возмещает расходы на транспортировку и распространение. Если финансовая ситуация становится тяжёлой, газета перестаёт нести обязательства по уплате налога с оборота. И ещё издание может получить заём на выгодных условиях. В сумме дотации являются самыми большими на душу населения в ЕС: они составляют 130,6 евро в год. И ещё любопытная деталь: через подписку в Финляндии распространяется более 85% печатных СМИ.

А что у нас?

В 2017 году в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) поступило более 1100 заявок от печатных СМИ на получение государственной поддержки. Экспертный совет Роспечати одобрил 636 заявок, но соглашения о перечислении субсидий были заключены с 582 изданиями из 63 регионов на сумму 353 млн рублей. Если поделить эту сумму на всех просителей – капля в море, ничего не решающая.

Надежда Попова, Наша версия

Новости издательского бизнеса

Всего публикаций - 14326


19.07.19


В Липецке появились новые киоски «хрустального» типа
В области продолжает развиваться и укрепляться киосковая сеть по реализации печатной продукции

17.07.19


Замглавы администрации Липецкой области А.В. Якутин
встретился с А.В. Оськиным, вице-президентом СППИ ГИПП

17.07.19


Ежегодная премия «GQ Ресторанный рейтинг»
15 июля главный редактор GQ Игорь Гаранин объявил всех победителей рейтинга

16.07.19


Рекомендации отраслевой конференции
о мерах по поддержке и развитию научной и научно-популярной периодики

15.07.19


Журнал ОК! стал частью медиахолдинга «ЖАРА»
Новым владельцем журнала ОК! стал бизнесмен Эмин Агаларов.

11.07.19
Медиаконференция СППИ ГИПП состоится в Тунисе
в октябре 2019 года

11.07.19


Глава Екатеринбурга решил «похоронить» все городские киоски
Александр Высокинский: «В ближайшие годы их полностью уберут с улиц города, поскольку они являются пережитком прошлого»

10.07.19


Круглый стол «Как помочь научным и научно-популярным журналам
в развитии тиражей и укреплении их экономики»

09.07.19


Будущее научных и научно-популярных журналов – в профессиональной дистрибуции
В Москве прошла конференция «Научные и научно-популярные журналы – состояние, проблемы, перспективы»

09.07.19


Forbes представляет рейтинг
100 богатейших госслужащих и депутатов «Власть и деньги — 2019»

05.07.19


Главный рецепт спасения и развития медиабизнеса -
самоограничение

03.07.19


Forbes назвал 30 самых выгодных российских франшиз
В рейтинге франшизы поделены на три группы в зависимости от суммы инвестиций в одну точку

03.07.19


В Москве прошла российская премьера фильма «Анна» при поддержке GQ
Александр Петров и Саша Лусс представили столичной публике экшн-триллер французского кинорежиссера Люка Бессона

03.07.19
Интересный опыт. Британская газета «Гардиан» смогла вдвое увеличить свою аудиторию


02.07.19


Продолжается подготовка к конференции о проблемах научных и научно-популярных журналов
3 июля 2019 года состоится Всероссийская конференция «Научные и научно-популярные журналы – состояние, проблемы, перспективы»

28.06.19


Как научиться переупаковывать контент для digital-платформ?
Financial Times выложило в общий доступ гайд для журналистов

28.06.19


Forbes представляет второй рейтинг лучших российских вузов
Опубликован второй рейтинг «100 лучших вузов России»

28.06.19
Печатная пресса Москвы: на рубеже десятилетий
По данным Mediascope аудитория читателей московских газет составила 3636,3 тысячи человек

25.06.19


Очень плохое решение президента Украины Зеленского В.А.
А.Оськин: «Меня поразило то, что в числе аннулированных указов стало решение об отмене господдержки СМИ»

25.06.19


А.А. Малькевич: Надо выбрать 5-10 пилотных регионов, где провести эксперимент по поддержке печатной отрасли


25.06.19


В списке номинантов на премию «Медиа-менеджер России-2019» –
топ-менеджеры «Комсомольской правды», «Аргументов и фактов», «Спорт-экспресса», Газпром-медиа, РАПСИ и другие

24.06.19
Как научиться переупаковывать контент для digital-платформ?
Financial Times выложило в общий доступ гайд для журналистов

24.06.19


Forbes Russia составил рейтинг самых дорогих землевладений России
Рейтинг самых дорогих землевладений России возглавила семья Александра Ткачева

24.06.19


Дайджест Бюро тиражного аудита – АВС
Май - Июнь 2019 года

04.06.19


«Санкт-Петербургские ведомости»: газета, Лекторий, книги, магазин
Борис Грумбков и Дмитрий Шерих: «Начинаем новые виды деятельности»

E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.