MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
вторник,  02 июня

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


17.01.05

Бумага не всех стерпит

Ушедший год оказался богат как на рождение новых газет и журналов, так и на их смерть. ...






Текст: Марина Носкович Иллюстрация: «Газета.Ru»






Новых проектов, правда, больше, чем успели закрыть. Создан даже целый новый ИД «Секрет фирмы». А один из журналов, который рынок поспешил похоронить, – «ЕЖ», ушел в сеть.




Если посмотреть на события, происходившие с газетами и журналами, картина будет примерно такая же, как и в обычном загсе: рождения, смерти, разводы и свадьбы.

Похорон в сегменте печатных СМИ в 2004 году было предостаточно как среди газет, так и журналов.

25 марта вышел последний номер «Столичной вечерней газеты». Издание выходило с 12 февраля 2003 года, заявленный начальный тираж составлял 65 000 экземпляров. До 80% тиража распространялось «с рук» в центре Москвы. Учредителем газеты было ООО «Нью Медиа Паблишинг групп». Согласно замыслу создателей, газета была ориентирована на людей, которые не читают и не покупают привычные газеты, потому что им «неинтересно». Как сообщил сотрудникам редакции издатель газеты Леонид Милославский, прекращение выхода газеты было связано с тем, что РАО «ЕЭС России» с начала марта (то есть после выборов) прекратило финансирование проекта, а нового инвестора найти не удалось.






Скандалы года

Два главных скандала года на рынке печатных СМИ: громкая отставка главреда «Известий» Рафа Шакирова и присуждение «Коммерсанту» неслыханного штрафа за ущерб репутации, якобы понесенный «Альфа-банком» из-за его публикаций...





26 августа редакция еженедельного журнала «Русский фокус» сообщила об остановке выхода издания, которое начало регулярно печататься в марте 2001 года. С этого момента вышло 153 номера. Журнал позиционировался как продукт, нацеленный на политическую и экономическую элиту страны. Публиковались как оригинальные материалы авторов журнала, так и статьи, выходящие в соответствии с соглашением о синдикации с журналом The Economist. Изначально инвестором журнала был Николай Аксененко, бывший министр путей сообщения. Но с полгода назад инвестор потерял интерес к проекту и перестал его финансировать. Денег на продолжение издания журнала найти не удалось.

19 октября главный редактор «Еженедельного журнала» Михаил Бергер объявил сотрудникам, что с нового года журнал прекращает существование. Никого, впрочем, не удивив: слухи о том, что это должно произойти, появлялись с завидной регулярностью весь последний год. Первый номер «Еженедельного журнала» вышел 11 декабря 2001 года. Создала его команда журналистов, покинувших журнал «Итоги», после того как издательский дом «Семь дней» перешел под контроль «Газпрома». С января 2002 года начал выходить еженедельный журнал «Деловая хроника», который выпускал бывший главный редактор газеты «Сегодня» Михаил Бергер. И «ЕЖ», и «Деловая хроника» входили в ИД «Остров». В феврале 2003 года редакции «Еженедельного журнала» и «Деловой хроники» объединили, причем с потерями в редакционном составе.

Причина закрытия журнала: владелец издания Владимир Гусинский решил отказаться от выпуска бумажных СМИ (в том числе и в России) и полностью переключиться на интернет-издания. А прожить без вливаний Владимира Гусинского журнал не мог, поскольку так и не завоевал значительной аудитории.

Впрочем, журнал в некотором роде продолжил посмертное существование: в конце ноября Михаил Бергер, выпустив последний бумажный номер, заявил, что издание продолжит выходить в интернет-версии.

Как ни странно, но на рынке в 2004 году появилось больше СМИ, чем было закрыто. Эксперты же прогнозировали, что после президентских и парламентских выборов в России возможен спад интереса к печатным СМИ, а значит и новым проектам.






Издательский дом Axel Springer Russia
(подразделение Axel Springer AG) основан в сентябре 2003 года.




6 июня в продаже появился «Русский Newsweek», проект ИД Axel Springer Russia. «Русский Newsweek» – второе издание Axel Springer Russia; деловой журнал Forbes вышел в свет 15 апреля 2004 года.
А 9 июля был убит главный редактор журнала Forbes Пол Хлебников.

Убийцы не найдены до сих пор. В начале ноября один из основателей Axel Springer Russia и издатель журналов Forbes и «Русский Newsweek» Леонид Бершидский покинул компанию. Он стал издателем журналов, принадлежащих «ОВА-Пресс» («Огонек», Hello и т. д.). Ровно через полгода после выхода первого номера журнала «Русский Newsweek», 6 декабря, место главного редактора издания, до того времени остававшееся вакантным, занял опальный тележурналист Леонид Парфенов.

13 августа в продаже появился еженедельник «Новый очевидец» – первый проект издательского дома Lighthouse Publishers, основанного 13 февраля 2004 года в Москве. Журнал определен издателями как «художественно-публицистический». Такого на обширном рынке еженедельных изданий еще не было.

Жизнь журнала началась со скандала. Еще до выхода первого номера «Нового очевидца» заговорили о том, что в Москве выходит New Yorker.


% Хотя, по словам главного редактора нового журнала Сергея Мостовщикова, «издавать в Москве журнал New Yorker может только умственно отсталый» и ничего общего кроме конструкции у этих журналов нет. Но буквально через неделю после выхода первого номера директор по связям с общественностью New Yorker Перри Дорсет, ознакомившись с журналом, заявила, что хотя издатели New Yorker не в силах «запретить выпуск иностранного еженедельника, юристы точно будут заинтересованы в том, чтобы поближе познакомиться с этим журналом на предмет того, нарушаются или нет наши права».

Но принять меры против российских издателей юристы New Yorker не успели: 11 января 2005 года стало известно, что журнал выходить не будет в связи с прекращением финансирования.




В 2004 году окончательно заполнена ниша глянцевых женских журналов мод.

1 сентября ИД «Конде Наст» выпустил первый номер русской версии женского журнала Glamour – основного конкурента Cosmopolitan. После появления на российском рынке глянцевых журналов Glamour у нас представлены все знаменитые бренды. Уверенно утверждать, насколько новый проект успешен пока нельзя, но конкуренты начали готовиться к появлению этого издания на рынке примерно за год.






18 ноября поступил в продажу первый номер московской версии международного еженедельного журнала Time Out, который издает петербургский ИД «Собака». В плюс журналу, выходящему на достаточно насыщенный рынок, – известный бренд. В минус – то, что на этом рынке шестой год существует журнал «Афиша», созданный в свое время по образу и подобию Time Оut и успевший раскрутиться. Удалось ли придумать издателям «нечто особенное», что привлечет к ним читателей, станет известно чуть позже.

Последними, кто обогатил рынок печатных изданий, стал проект ИД «Секрет фирмы». Выпустив в октябре еженедельный журнал «Все ясно», в ноябре они запустили сразу два проекта: еженедельник «Имеешь право» и ежедневную 16-полосную газету «Бизнес». Программа-минимум издателей – составить через пять лет прямую конкуренцию нынешним лидерам качественной прессы: «Проф-медиа», ИД «Коммерсантъ», Independent Media. Программа-максимум – достичь того же, но через три года.

Слияния и разводы в 2004 году тоже были.


О том, что рынок сформировался, говорят и первые примеры портфельных инвестиций в отрасль. Весной 2004 года международный инвестиционный фонд Mint Capital за $2 млн приобрел 20% акций российского издательского дома Gameland. В истории отечественного рынка печатных СМИ это был первый пример инвестиций в издательский бизнес со стороны непрофильной компании.

В июне 2004 года было завершено объединение издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev и группы компаний «Интермедиагруп»: в собственности Hachette оказались 85% акций «Интермедиагруп». Объединенная компания стала одним из крупнейших участников рынка, заняв вторую строчку по объему рекламных доходов (в прошлом году почти $80 млн) и третью по объему аудитории.

Активно наводил порядок в своих медийных активах холдинг «Проф-Медиа». В июне этого года определилась судьба «Прайм-ТАСС», новым владельцем 35% акций которого стал Еврофинанс Моснарбанк. В ноябре «Проф-Медиа» завершил сделку по продаже 41,5% акций журнала «Эксперт» коллективу издания. Менеджмент «Эксперта» получил контроль над 100% акций компании, а руководство «Проф-Медиа» сообщило, что собирается вложить вырученные деньги в развлекательный бизнес и в b2b издания. Что и сделал, купив в декабре ИД «Медиадом», усилив таким образом принадлежащую ему компанию Business Media Communications (BMC), занимающуюся b2b-изданиями.

18 ноября «Проф-Медиа» сообщил о завершении сделки по продаже 35% акций издательского дома Independent Media. Покупателями выступили основатели ИД во главе с генеральным директором компании Дерком Сауэром, которые после завершения сделки получил контроль над 100% акций издательского дома.

В конце декабря ИД Родионова приобрел журнал «Домовой». Эксперты оценили стоимость сделки в $2–3 млн и связывают это с вполне логичным желанием владельцев выйти на рынок женского «глянца».

Тогда же крупнейший немецкий издательский дом Heinrich Bauer Verlagsgruppe приобрел контрольные пакеты акций издательских проектов ИГ «Логос-Медиа». Таким образом, впервые иностранный издательский дом стал собственником российского.


Источник: Gazeta.ru

Новости медиаиндустрии

Всего публикаций - 21582


14.04.05


Акция "Авторадио заправляет!": скоро финал


14.04.05
Неоднозначные .travel и .jobs


14.04.05


Переговоры о судьбе "МН" Невзлин решил вести через Киселева


13.04.05


В журнале "Большой город" появилась регулярная колонка Ходорковского


11.04.05
REN TV заснялся пиар-провакациями


11.04.05
Свободного радиочастотного ресурса для телевещания в ряде городов России уже нет


11.04.05
Война медиамиров
Билл Гейтс вторгается на территорию Руперта Мердока

08.04.05
Спутниковое радио в США


08.04.05
Рассмотрение проект ФЗ "О средствах массовой информации"
И вновь в который раз закончилась неудачей попытка на пленарном заседании Государственной Думы усовершенствовать Закон "О средствах массовой информации", добавив в его статью 4 положения, оберегающие граждан от растлевающего влияния телевидения

08.04.05
Елена Масюк уволилась с телеканала "Россия"


07.04.05
Большие и меньшие медиабратья


07.04.05


Новости ВКПМ


06.04.05
Телевизор слушает и повинуется голосу зрителя


06.04.05
"Стартовая цена" создания общественного ТВ в Томской области 6 млн. рублей


06.04.05
Телеканалы Польши не будут транслировать рекламу до дня похорон Папы


06.04.05
Названы лауреаты Пулитцеровской премии


06.04.05


Новости ВКПМ


05.04.05
Молодых российских журналистов собрали на форум в Москве
В понедельник в Москве открылся 1-й Всероссийский форум молодых журналистов.

05.04.05


"Авторадио" - 12 лет в эфире
5 апреля радиостанция "Авторадио" отмечает свой двенадцатый день рождения.

04.04.05
Опубликован рейтинг "Власть и СМИ - взаимное влияние"


04.04.05
Цифровой монстр: Бумажный видео-журнал


04.04.05


Наблюдательный совет "МН" рекомендовал Людмилу Телень на должность главреда


01.04.05
Всех журналистов "Русского курьера" уволили (2)


01.04.05
«Русский курьер» остановился
Учредители мотивируют свое решение неутешительными финансовыми показателями: выпуск издания обходился владельцам в $200 тыс. ежемесячно.

01.04.05
"Русский курьер" может возродиться после ухода Голембиовского


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.